Значение ИОНА, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ИОНА, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ

св., митрополит московский; род. близ Солигалича, на 12-м году постригся в монашество в Галиче, потом перешел в Симонов монастырь в Москву. Здесь он являлся строгим охранителем монашеских уставов, за что подвергался гонениям. В 1437 г. он был поставлен во епископа Рязани и Мурома, а после смерти Фотия собором иерархов был избран в митрополиты. По существовавшему дотоле порядку, он прибыл для посвящения в Константинополь; но оказалось, что он был уже предупрежден Исидором (см. соотв. статью). Когда Исидор был низложен, И., с согласия патриарха константинопольского, был посвящен в митроп. московские (1448) собором русских святителей в Москве, после чего русская церковь сделалась независимой от Константинополя. В 1451 г. вел. князь, оставляя Москву, чтобы собрать войска против ногайцев, охрану столицы доверил И. с боярами. По современным свидетельствам, когда напавшие на Москву ногайцы зажгли ее предместье, И., отстаивая Кремль, совершил, среди дыма и зноя от пламени, крестный ход по его стенам — и ветер, гнавший пламя на Кремль, внезапно утих. Умер в 1461 г. Еще при жизни ему приписывали дар творить чудеса. Жизнеописатели его рассказывают о многих чудесах при его мощах. После него осталось писанное им самим "Евангелие келейное" и 38 учительных посланий, принадлежащих к числу лучших произведений древнерусской церковно-учительной литературы. Из них одни имеют предметом благосостояние государства и порядок внутреннего управления; другие относятся к охране православия от латинства и к борьбе с стремлениями лжемит-лита Исидора; третьи обращены к частным лицам и содержат в себе утешение скорбящим и увещания к святой жизни. Тридцать пять посланий И. изданы в "Актах историч." и "Актах" археогр. ком. и экспедиции. И. составил чин поставления в епископы.См. Голубинский, "И. митрополит", в "Богословском Вестнике" (1893).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.