род. в г. Старице, воспитывался в Старицком м-ре и ок. 1553 г. принял здесь монашество. В 1571 г. переведен в Москву настоятелем Симонова м-ря и снискал расположение Иоанна Грозного, которого часто сопровождал в поездках по м-рям. Был последовательно архим. Новоспасского м-ря, еписк. коломенским, архиепископом ростовским, а в 1586 г. занял место митрополита московского, которого лишен был Дионисий, не нравившийся Борису Годунову. Благодаря тому же Годунову, И. избран был, 23 января 1589 г., патриархом всероссийским. В древней Руси XVI в. распространено было убеждение, что Москва — единственная хранительница чистого православия, третий Рим; отсюда желание иметь, независимого от греков, русского патриарха. И. занял этот важный пост, но ни в церковной, ни в общегосударственной жизни не играл сколько-нибудь заметной роли. Будучи чрезвычайно "кротким", уступчивым, И., по-видимому, вполне отдал себя в руки Годунова, в интересах которого и действовал. Нисколько не возвышаясь над общим уровнем своей эпохи, враг всяких нововведений, И. противился учреждению в России университета, задуманного Борисом для образования русск. людей. Для исправления духовенства И. назначил в Москве 8 поповских старост; заботился о распространении христианства в Грузии, Сибири, Казани, Корельской области. Когда появился Самозванец, И. рассылал грамоты, в которых убеждал не верить "расстриге", служит царю Борису, а после его смерти — сыну Феодору. По распоряжению Самозванца, в 1605 г. И. был лишен патриаршества. Во время богослужения в Успенский собор ворвалась толпа вооруженных людей, которые схватили И., сорвали с него ризы, одели в черную рясу и отвезли в Старицкий м-рь. В 1607 г. И. приезжал в Москву, по требованию Василия Шуйского, "разрешить клятвопреступление народа русского", изменившего своему законному царю Борису, дал это разрешение, возвратился в свой м-рь и в 1607 г. умер. По указу царя Алексея Михайловича, тело И. перевезено в 1652 г. в Москву и поставлено в Успенском соборе. Кроме разного рода грамот, утешительных посланий и поучений, написанных И., до нас дошла его "Повесть о честнем житии благоверного и благородного царя Федора Ивановича", отличающаяся панегирическим характером, но интересная по заключающимся в ней характеристикам царей Федора и Бориса, к которым И. относится с чрезвычайным сочувствием.Ср. "И., патриарх московский" ("Правосл. Соб." 1867, т. III); Н. Соколов, "И., патриарх всероссийский" ("Моск. Унив. Изв.", 1871, 6—7); С. Платонов, "Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII в." (СПб., 1888).В. Б.
Значение ИОВ — ПЕРВЫЙ ПАТРИАРХ ВСЕРОССИЙСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ИОВ — ПЕРВЫЙ ПАТРИАРХ ВСЕРОССИЙСКИЙ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012