Звуковые волны, составляющие последовательные сгущения и разрежениясреды, встречая на пути своего распространения другую среду, частью отее отражаются, частью же входят в нее, преломляются в ней (т. е.изменяют направление распространения). Эхо и резонанс представляютслучаи отражения З. Есть возможность прямым опытом убедиться, что законыотражения З. тожественны с законами отражения света (при помоциивогнутых зеркал Пикте, а также и прибора Котрейля с чувствительнымпламенем). Преломление З. можно наблюдать при помощи или чечевицыЗондгауса, наполненной углекислым газом, или призмы Гаеха (Hajech),наполняемой различными газами, или сетчатой чечевицы, в которойзаключается пух, вата, волос или какие-либо стружки. Источником З. втаких опытах могут служить карманные часы или свисток; в последнемслучае фокус, т. е. место, в которое собираются чечевицей звуковые лучи,может быть найден посредством чувствительного пламени. Интерференцией З. называется явление усиления или ослабления З. приодновременном существовании двух тонов одинаковой высоты. В случае жедвух тонов, близких друг другу по высоте, получается явление дрожанияили биения звука. Если звуковые волны налагаются так, что как сгущения,так и разрежения отдельно между собою совпадают, то происходит усилениеЗ. Обратно, если сгущение одной волны совпадает с разрежением другой, тополучается ослабление З. В частном случае, когда волны распространяютсяпо двум взаимно противоположным направлениям (напр., вследствиеотражения, как в органных трубах) получаются так назыв. стоячие волны; вместах, где фазы колебания одинаковы, образуются пучности, а там гдефазы противоположны - узлы. Пучности отстоять от узлов на 1/4 длиныволны. Самый простой способ наблюдать интерференцию З. - держа камертонвблизи уха, поворачивать его, тогда заметны будут усиления и ослабленияЗ. Комбинационные тоны, по условиям возникновения, сходны с явлениемдрожания З. Они происходят при одновременном звучании двух тоновразличной высоты. Их два рода: разностные, открытые Тартини, и суммовые,открытые Гельмгольцем. Разностные тоны сильнее суммовых. число колебанийразностного комб. тона равно разности чисел колебаний совместных тонов.Объяснение сводится к дрожаниям З., быстро чередующимся, и дающимвпечатление определенного тона, если интервал между совместными, притомсильными З., довольно значителен. Но Гельмгольц, на основаниисуществования и суммовых тонов, дает другое объяснение. Он принимает,именно, что комб. тоны обусловливаются основными тонами такой большойсилы, а, следов., и амплитуды, к которым уже не применимы простыеобыкновенные законы. Следовательно пертурбациями колебательных движенийи вызываются комб. тоны. При больших амплитудах приходится уже вводить врасчет зависимость упругой силы не только от первой степени, но и отвторой степени перемещения; при этом вычисление действительнопоказывает, что в результате является новая система простыхколебательных движений, соответствующих разностным и суммовым комб.тонам. В музыке комбин. тоны имеют значение по отношению к аккордам. Вмажорном аккорде 1, , 2 комб. тоны (разностные) суть: 1, т. е. двойные ипростые нижние октавы основного тона, затем октавы квинты и самыйосновной тон. Следовательно, комб. тоны усиливают только тоны самогоаккорда. В минорном аккорде 1, , 2 комб. тонн , 1. Здесь уже получается,между прочим, двойная нижняя октава большой терции, нарушающая частьючистоту созвучия, вследствие чего минорный аккорд носит характернекоторой нерешительности и беспокойства. Созвучность, консонанс и диссонанс интервалов и аккордовобусловливается еще высшими гармоническими тонами и происходящими отних, более или менее, быстрыми дрожаниями. Если дрожания или оченьредки, или очень часты, то, подобно мерцанию света, они не производятнеприятного ощущения. Если же дрожания повторяются от 20 до 40 всекунду, то они очень неприятны. Высота З. меняется для наблюдателя вовремя изменения расстояния между ним и звучащим телом. При уменьшениирасстояния З. повышается, при увеличения - понижается. Факт известендавно. Объяснил же его впервые Допплер. Если наблюдатель будетприближаться к звучащему телу, то в его ухо будет попадать в единицувремени большее число колебаний, нежели в том случае, когда он остаетсяна месте, и З. ему будет казаться повышенным. При удалении - обратно.Если скорость движения наблюдателя u, а скорость З. v, то числоколебаний в l" . Когда источник З. перемещается, а наблюдатель в покое, тогда . Следует упомянуть прекрасный и полный курс акустики проф. Н.П.Слугинова, 1894 г. Следует упомянуть также, что лекции о звуке Тиндадя иБлацерна переведены на русский язык. Н. Гезехус.
Значение слова ЗВУКОВЫЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ЗВУКОВЫЕ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012