Значение слова ЗАГАДКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ЗАГАДКА

Загадка - метафорическое выражение, в котором один предметизображается через посредство другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотябы отдаленное сходство; на основании последнего вопрошаемый и долженотгадать задуманный предмет. В древнейших З. отражалась первобытнаямифическая символизация; поэтический образ служил здесь отчасти дляописания, отчасти для объяснения явлений природы и окружающейобстановки. С течением времени это значение З. утратилось; осталась лишьее иносказательная, аллегорическая форма, уцелел ее сильный, образныйязык, и народ стал смотреть на З., как на простое упражнение ума. Вдревности З. приписывалось особое таинственное значение: в народномэпосе она является одним из видов так назыв. "Божьего суда": отгадываниеЗ. ведет к исполнению желаний, освобождает от опасности (напр., привстрече с русалками). Загадывание и отгадывание З., состязание в З.составляет весьма распространенный мотив народного эпоса и создавшейсяпод его влиянием книжной литературы. Эта специальная литература"вопросов и ответов" обнимает массу произведений всех веков и народов ив индийской поэзии, и в Эде, в Калевале встречаются повторения одного итого же мотива. Русские и другие славянские песни с З. в общем примыкаютк циклу сказаний о "мудрой девице" и клонятся к доказательству того, чтоневеста не глупее жениха (ср. А. Потебня, "Объяснение малорусских исродных народных песен", т. II, XLVIII и L, 1887). Несравненно меньшеизвестно сказок с З.; некоторые недавно записаны Манжурой ("Сборникхарьковского историкофилологического общества", т. III, 1890). Есть и З.в чисто сказочной форме; этих еще меньше (у Афанасьева № 185). По своейформе народные З. примыкают к пословицам: та же мерная, складная речь,то же частое употребление рифмы и созвучия слов. Иногда тольковопросительная форма делает из пословицы, присловья или поговоркизагадку; пример: "Сидит на овчине, а бьет соболей" (промышленник). Вболее позднее, христианское время, под влиянием чтения книг священногописания, где З. местами также играют видную роль (Самсон, царицаСавская), появилось множество произведений, содержанием которых служат"мудрые вопросы" о предметах библейских или о происхождении всегосуществующего. Из герм. поэзии сюда относится Вартбургская война (V,550) и стихотворение XIV в. Trougemund, в котором повторяется весьмараспространенный мотив о состязании в З. между многостранствовавшимпутником и хозяином; на русской почве - стих о Голубиной книге (IX,116), Беседа трех святителей (III, 627), Пчела, Даниил Заточник. У греков З. в древнейшее время находились в связи с изречениямиоракулов и большею частью излагались гекзаметрами. Семь мудрецовприбегали к З. в дидактических целях; особенно много З. оставил Клеобул.Поэты также охотно вплетали в свои произведения изречения в форме З.(ср. Ohlert, "Ratsel und Gesellschafts Spiele der alten Griechen", Б.,1886). Римляне были менее склонны к подобным упражнениям ума; однако иВиргилий, и Цицерон забавлялись, в часы досуга, сочинением З. В ХVII в.вновь возникла мода на З. Во Франции их сочиняли Фенелон, Буало, Жан-ЖакРуссо и др. В Германии Шиллер оставил несколько истинно поэтических З.Не столько поэтичностью формы, сколько юмором и остроумием отличаются З.Гебеля и Шлейермахера, затем Гауффа, Шмидлина, Брентано. и др. нем.поэтов. У нас В. Левшин издал в 1773 г. "Загадки, служащие для невинногоразделения праздного времени" (Москва). Превосходная поэтическая З.составлена В. А. Жуковским ("На пажити необозримой, не убавляясьникогда, скитаются неисчислимы сереброрунные стада" и т. д.), в основуее положена одна из наиболее характерных народных З., с мифологическимсодержанием - малорусская: "Поле немиряне, вивци нещитани, пастухрогатый", или великорусская: "поле полянское, стадо лебедянское, пастухвышинский" (т. е. месяц, пасущий звездное стадо). Научное собираниенародных З. началось с Сахарова (в его "Сказаниях русск. народа", 1837);затем появились сборники сначала малорусских, а вскоре и великорусскихЗ.: Г. Илькевич, "Галицкие приповедки и загадки" (В., 1841); А.Сементовский, "Малороссийские и галицкие З. " (Киев, 1851 и СПб., 1872);Худяков, "Великорусские З." (М., 1861); В. Даль, "Пословицы русскогонарода. Сборник пословиц, поговорок,.. З., поверий и проч." (М., 1862 иСПб., 1879); Евлентьев, "Сборник З." ("Псковские Губ. Ведом.", 1864, №35 - 39, 44 и 45 и 1865, № 2 - 5; преимущественно книжные З.); Номис (M.Т. Симонов), "Украiиньскi присказки, прислiвья и таке инше" (СПб., 1864- до 500 З.); "Труды этнографическо-статистической экспедиции в зап.русский край. Материалы, собранные Чубинским" (т. I, СПб., 1872); Д.Садовников, "З. русск. народа" (СПб., 1875, 2504 З.); Романов,"Белорусский сборник" (т. I, Киев, 1886); М. Комаров, "Нова збирканародних малоруських прыказок, прысливъив, помовок, загадок и замовлянь"(Од., 1890); П. Шейн, "Материалы для изучения быта и языка русск.населения Сев.-Зап. края" (т. II, СПб., 1893). З., относящиеся домалорусской хаты, сообщены П. И(вановым) в "Харьковском сборнике" (вып.3, 1889). В Зап. Европе первый нем. сборник З. вышел в Страсбурге в 1505г. (новое издание его Brutsch'a, там же 1875). Во Франции аббат Cotinизд. "Recueil des enigmes de се temps" (1646), a Menetrier составил"Traite des enigmes" (1694). Старинные нем. З. издал Simrock, "DeutschesRatselbuch" (3 изд., 1874). Из новейших сборн.: Ohnesorg, "Sphinx" (Б.,1833 - 35) и Hoffmann, "Grosser deutscher Ratselschatz" (Штутг., 1874).З. встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они нестояли; см., напр., якутские З. в "Верхоянском сборнике" Худякова (Ирк.,1890). Ср. Friedreich, cGescbichte des Ratsels" (Дрезд., 1860).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.