(1708-1767) — митрополит новгородский. Уроженец московской епархии, воспитанник Московской славяно-греко-латинской акад., с 1730 г. учитель красноречия в ней; в 1732 г. принял монашество и, в сане архимандрита, в 1740 г. поставлен во главе миссии, отправленной в поволжские губернии для обращения в христианство язычников и магометан. В звании правителя новокрещенских дел, Д. в два года обратил в христианство более 17000 инородцев и, кроме того, в одной нижегородской епархии, в которой с 1742 г. был епископом — 50000 инородцев. В 1748 г. оставил епархию и удалился на покой. В 1752 г. был назначен епископ. рязанским и вызван в СПб. для присутствия в синоде; в 1757 г. сделан архиепископом новгородским. В 1762 г. совершил чин коронования императрицы Екатерины II, после чего был ею возведен в сан митрополита; в 1767 г. был назначен депутатом от духовенства в комиссию для составления нового Уложения. Д. имеет значение как один из замечательнейших проповедников, а также по своему отношению к вопросу об отобрании в казну монастырских имуществ, совершенном импер. Екатериной II. Многочисленные проповеди его произнесены, в основном, в царствование Елизаветы. Их хотела, но не успела издать сама императрица Екатерина; они и доселе находятся, за исключением трех речей и выдержек из нескольких проповедей, в рукописях. Содержание их — всецело публицистическое: проповедник, с одной стороны, рисует яркие картины ужасов и неистовств немецкого владычества в России, непосредственно предшествовавшего воцарению Елизаветы, а также недостаток благочестия и пороки русского общества, сопровождая эти описания горькими сетованиями и резкими порицаниями; с другой — горячо приветствует императрицу Елизавету, ее возвращение в делах внутреннего управления к политике ее отца, освобождение ею России от "внутренних сокровенных врагов". Слова Д. в день Благовещения (1742) и в день явления казанской иконы Божьей Матери (1742) принадлежат к замечательнейшим произведениям русск. проповеди. Язык проповедей Д. — сильный и живой, чуждый не только латинизмов и латинской конструкции, обычных в современной русской проповеди, но и славянизмов; это, в основном, простая и ясная русская речь, иногда несколько вульгарная и даже тривиальная (когда проповедник говорит о немецком управлении Россией в предшествующую эпоху) и изредка подражающая языку южнорусских проповедей XVII в. (когда, напр., Иоанна Дамаскина он величает "философии и богословия прехрабрым кавалером, монашеских ликов генералом"). Когда императрица Екатерина приступила к секуляризации монастырских земель, Д., председательствуя в синоде, всецело стал на сторону власти и оказался не в меру жестоким судьей митрополита Арсения Мацеевича, доказывавшего право монастырей на земельные имущества.Н. Б.
Значение ДИМИТРИЙ СЕЧЕНОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ДИМИТРИЙ СЕЧЕНОВ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012