название, придаваемое некультурным, или так наз. первобытным, народам, как нем. — Wilde или франц. — sauvages, и соединявшееся с представлением о лесном человеке (Homo sylvestris), живущем не обществами, а в одиночку или небольшими семьями, питающемся растительной пищей и продуктами охоты и избегающем других людей. В XVIII в. это представление нашло себе подтверждение и дополнение в рассказах об отдельных диких людях, найденных, будто бы, в лесах Польши, Германии, Франции, и которые были, по-видимому, одичалыми, покинутыми идиотами или юродивыми. Д. представлялся сначала живущим наподобие больших обезьян, а часто и свирепым людоедом. В XVIII в. возникло, однако, и другое представление о Д., на основе, главным образом, наблюдений, собранных мореплавателями на некоторых островах Великого океана, с мирным, простодушным и доверчивым населением. Д., с этой новой точки зрения - люди, живущие в естественном состоянии, не знающие стеснений, несправедливостей и лжи культурной жизни, пользующиеся мирным благосостоянием, свободой и равенством. Развитие культуры считалось удалением от этой естественной простоты, свободы и правды, осуществляемой Д. Последующие наблюдения скоро рассеяли эти идиллические, преувеличенные представления. На смену им явилась мысль, что Д. — это народы, пошедшие назад в своем развитии, утратившие благодаря своей обособленности культуру, которой обладали их предки, и одичавшие вследствие отсутствия сношений с другими, более цивилизованными народами. В некоторых случаях данные языка, подробности быта, преданий и верований действительно как бы указывают на возможность такого регресса; но обычно он является более чем сомнительным. Подробное ознакомление с так называемыми дикими народами показывает, что все они обладают известной степенью культуры и что собственно диких народов нет и не было на памяти истории. Все самые первобытные народы обладают членораздельной речью, знают употребление огня, умеют приготавливать себе орудия — хотя бы только из дерева, камня, кости, — имеют некоторые религиозные представления и нравственные правила и образуют общества с известной солидарностью членов. Что касается до свирепости, людоедства, кровожадности Д., то следует заметить, что наиболее первобытные из них часто менее в том повинны, чем достигшие несколько высшей культуры; так, напр., каннибализм не был известен или составлял редкое явление у эскимосов, австралийцев, многих американских индейцев, тогда как он достигал значительного развития у мангбутту и других африканских народов, обладавших металлическими орудиями, скотоводством, довольно сложным социальным устройством, а также у фиджийцев, новозеландцев и других полинезийцев, достигших немалого развития житейской техники и общественного строя. Обычно название Д. придается племенам, находящимся в стадии так называемого каменного века, не знающим земледелия и скотоводства, промышляющим собиранием плодов и кореньев, рыболовством и звероловством и живущим более или менее изолированно. Еще в конце прошлого и начале нынешнего столетия известно было немало таких народов в Полинезии, Америке и Сев. Азии; но в настоящее время большинство их либо вымерло, либо усвоило себе культуру своих более цивилизованных завоевателей. Д. каменного века представлены теперь только некоторыми, зашедшими далеко на север племенами эскимосов, некоторыми народами Аляски и внутренней Бразилии, островитянами некоторых частей Меланезии и живущими в наиболее отдаленных округах австралийцами.Д. А.
Значение слова ДИКАРИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ДИКАРИ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012