Значение слова ЯКУСИДЗИ в Энциклопедии Япония от А до Я

ЯКУСИДЗИ

- один из древнейших храмов в Нара, был основан в 680 г. по повелению императора Тэмму, дабы молить Будду - целителя Якуси - о выздоровлении императрицы Дзито, пораженной глазной болезнью. Молитвы возымели действие: императрица излечилась. Правда, когда сам Тэмму заболел, никакие обращения к Якуси не помогли, и император скончался. Тем не менее Якусидзи, объявленный официальным храмом, пользовался неизменным покровительством императорского двора. В 718 г. Якусидзи был перенесен в Хэйдзё(кё) (древнее название Нары). В Нарскую эпоху Якусидзи был одним из наиболее влиятельных столичных храмов, соперничавших с Кофукудзи. Время безжалостно обошлось с Якусидзи. Храм не единожды горел, и подавляющее большинство его зданий, которые можно увидеть сегодня, относится к XVII в. Исключение составляет лишь Восточная пагода, чудом уцелевшая, несмотря на неоднократные пожары, и ныне являющаяся одним из редких образцов раннего японского храмового зодчества. С какой стороны ни подходишь к Якусидзи, пагода - первое, что бросается в глаза и служит верным ориентиром на пути к храму. Когда смотришь на нее, создается впечатление, будто у пагоды больше ярусов, чем у сооружений такого типа. Но впечатление это обманчиво. В действительности ярусов всего три. Но под каждой из трех главных крыш сооружена крыша поменьше, так что кажется, будто перед вами две трехъярусные пагоды, вставленные одна в другую. Пагоду венчает длинный шпиль с девятью кольцами, символизирующими девять небесных сфер, а над ними вырезанный из меди орнамент в виде языков пламени, в который вписаны фигурки танцующих и играющих на музыкальных инструментах хитэн - небесных ангелов буддийской мифологии. Вся постройка характеризуется легкостью, утонченностью контура и грацией, которые делают ее красивейшей пагодой своего времени. Однако подлинное сокровище Якусидзи - бесценная коллекция буддийских скульптурных изображений, часть из которых восходит еще к предшествующей эпохе. Главные из них - помещенная в зале для проповедей троица Якуси: Будда-целитель с его неизменными спутниками - бодхисаттвами Гакко и Никко, символизирующими соответственно свет луны и солнца. Отлитые из бронзы монументальные фигуры (высота сидящего Якуси - 255 см, а стоящих по обеим сторонам от него бодхисаттв - по 312 см) впечатляют величественностью, пропорциональностью форм, реалистическим характером изображения тел и деталей одежды, а главное - технической безукоризненностью и завершенностью. Очень интересны барельефы на пьедестале Якуси: странные полуголые фигуры с длинными нечесаными волосами, с браслетами повыше локтя, ожерельями на шеях и в набедренных повязках. Кажется, это какие-то дикари, настороженно выглядывающие из своих пещер. Этих фигур - двенадцать, и присутствие их на пьедестале Якуси далеко не случайно: они как бы воплощают двенадцать обетов Будды-целителя - помогать каждому, кто обращается к нему, не исключая людей, ведущих примитивный и дикарский образ жизни. Еще несколько слов о пьедестале Якуси, который украшен различными декоративными узорами. Мотивы некоторых из них напоминают о древних связях стран Восточной Азии с далеким Средиземноморьем, которые осуществлялись по легендарному Шелковому пути. На каждой из сторон пьедестала имеются и барельефные изображения животных, символизирующих по китайской традиции страны света: голубой дракон - на востоке, белый тигр - на западе, птица Феникс - на юге и черепаха со змеей - на севере. В данном случае они не только обозначают страны света, но и символизируют охватывающее весь мир милосердие Будды-целителя. Одним из лучших образцов техники японской бронзовой скульптуры служит и помещенное в Тоиндо (Восточном зале) Якусидзи изображение бодхисаттвы Каннон. В нем поражает исключительно тонкая и технически безукоризненная отделка буквально всех деталей, даже тех, которые обычно не видны посетителю храма: складок одежды, декоративных украшений пояса, деталей прически, браслетов на руках фигуры. Вместе с троицей Якуси изображение Каннон составляет как бы единую группу, выдержанную в одном стиле, и часто эти фигуры называют "четыре бронзовые статуи и Якусидзи". Все они созданы на рубеже VII–VIII вв. и несут признаки влияния скульптуры Танского Китая; это также повышает их ценность, поскольку в самом Китае образцов скульптуры эпохи династии Тан сохранилось немного. В Якусидзи есть и первые изображения синтоистских божеств. Местные божества были невидимыми, за исключением одного - самого императора, которого поэтому и называли "богом явленным". Но под влиянием буддизма появились и статуи местных богов. Бог воинских искусств Хатиман изображен в облике монаха, в Якусидзи он попал после пожара в 974 г., дабы оберегать храм от всяческих бед и неприятностей. Его статую установили вместе со статуей императрицы Дзингу, которую также стали почитать как изображение божества.

Япония от А до Я, энциклопедия.