Значение ГУСЕВ АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ГУСЕВ АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ

I

род. в 1842 г., окончил курс СПб. духовную акд.; проф. апологетики христианства в Казанской духовной акд. Напечатал много статей религиозно-философского содержания, большая часть которых помещена в "Правосл. обозрении": "Вопрос о воспитании в учениях современных естествоведов" (1874, 10-12); "Дж. Ст. Милль как моралист" (1875, № 1, 3, 8 и 9; 1876, 6; 1877, 6-7; 1878, 8); "О. Конт" (1875, 12); "Натуралист Уоллес, его рус. переводчики и критики" (М., 1879); "Христианство в его отношении к философии и науке" (1885, 1, 3 и 4); "Необходимость внешнего благочестия" (против Л. Н. Толстого", "Православный собеседник", 1890, 2 и отд. Казань); "Л. Н. Толстой, его исповедь и мнимо-новая вера" ("Пр. об." 1886, 1-6, 9-10; 1889, 10-12; 1890, 1 и 4) и др. Отдельно вышли еще "Нравственный идеал буддизма в отношении к христианству" (СПб., 1874); "Нравственность как условие истинной цивилизации и специальный предмет науки" (разбор теории Бокля, М. 1874); "Зависимость морали от религиозной или философской метафизики" (М., 1886). Г. избрал своею специальностью полемику с нехристианскими тенденциями современной науки, в особенности естествознания. Он убежден, что только теистическая философия имеет за себя надлежащие научные основания, что только она отвечает высшим потребностям и стремлениям человеческого духа. II (дополнение к статье)

(ум. в 1904 г.) — в 1895 г. получил степень доктора богословия за сочинение: "Основные религиозные начала графа Л. Толстого. Апологетическое сочинение" (Казань, 1893; ввиду вновь появившихся сочинений гр. Л. Толстого, сочинение это совершенно переработано, дополнено и вторично издано в 1902 г. под загл.: "О сущности религиозно-нравственного учения Л. Н. Толстого", Казань). Другие труды Г. после 1893 г.: "Отношение евангельского нравоучения к закону Моисееву и к учению книжников и фарисеев по нагорной проповеди Иисуса Христа" (Харьков, 1895); "Разбор возражений Спенсера и его единомышленников против учения о Боге, как личном существе" (Казань, 1896); "К старокатолическому вопросу. Письмо А. А. Кирееву" (СПб., 1897); "Ответ старокатолическому профессору Мишо. По вопросу о Filioque и пресуществлении" (Харьков, 1899); "Иезуитские апологии филиоквистического учения" (М., 1900); "Старокатолический ответ на наши тезисы по вопросу о filioque и пресуществлении" (Казань, 1903); "Последнее наше слово о старокатоличестве и его русских апологетах" (Казань, 1904).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.