Жан (Goujon) — франц. ваятель (1510-72). Первоначальное художеств. образование получил во Франции; путешествовал потом по Италии, где изучал античную скульптуру. По возвращении своем во Францию подчинился влиянию господствовавшего тогда вкуса. Его первое известное произведение — статуя, известная под названием "Диана", — аллегорический портрет Дианы де-Пуатье, герцогини Валантенуа. Статуя эта украшала портал замка Ан?. Диана изображена нагою и лежащей с луком в руке, облокотившеюся на шею оленя; ее куафюра состоит из кос, в которые вплетены драгоценные каменья; подле нее — собака. Эта группа так понравилась королю Генриху II, что он поручил Г. другие скульптурные работы в замке Ан?. Г. украсил скульптурами также Экуанский замок (Ecouen); отель Карнавале в Париже, где впоследствии жила г-жа Севинье; парижскую ратушу, в которой обращали на себя внимание резанные им из дерева панно "Двенадцать месяцев"; затем, ворота Сент-Антуан — четырьмя великолепными барельефами "Сена", "Марна", "Уаза" и "Венера, выходящая из волн" (находятся в настоящее время в Лувре). Для церкви монастыря францисканцев (cordeliers) Г. изваял замечательный барельеф "Снятие со Креста". Наконец, ему принадлежит в Париже "Фонтан Нимф", известный также под назв. Fontaine des Innocents, начатый при Франциске I и оконченный при Генрихе II. По мнению Бернини, "этот фонтан есть лучшее произведение французской скульптуры, как по удивительной гармоничности между архитектурною частью и фигурами, так и по изяществу. Замечательны также гужоновские скульптурные украшения той части Лувра, которая была построена П. Леско. Г. был кальвинист и убит в Варфоломеевскую ночь в 1572 году. В Лувре находятся следующие произведения Г.: барельефы ворот св. Антуана, "Смерть и Воскресение", "Христос"; бронзы, украшавшие собою входную дверь замка Ан?; скульптурные украшения спальни Дианы де-Пуатье и, наконец, знаменитая группа Дианы. В Мальмезоне, бывшем дворце императрицы Жозефины, находилась другая Диана Г., представленная стоящей, с луком в руке. Существенные черты таланта Г. заключаются в необыкновенно развитом чувстве изящества и понимании женской грации; кроме того, у него нет соперников в изображении юношеских форм. К этим качествам присоединяется понимание условий монументальной декоративности, своеобразной, изящной и поэтической.В. Ч.
Значение слова ГУЖОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ГУЖОН
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012