Значение ГУГО ГУСТАВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ГУГО ГУСТАВ

(Hugo, 1764-1844) — профессор Геттингенского университета, основатель так наз. "исторической" школы юриспруденции, главным выразителем идей которой стал вскоре после него Савиньи (см.). Воспитывался в Геттингенском унив., где лекции юриста Пюттера и историка Шляттлера, ставшего его ближайшим покровителем и другом, и философа Федера развили в нем зачатки его позднейшего направления. Пюттер доказывал своим слушателям необходимость знакомства с чистым римским правом в его истории и опровергал с исторической точки зрения идеи школы "естественного права" (см.), а Шпиттлер отвлек внимание Г. от узкой сферы цеховой юриспруденции и показал ему зависимость юридических явлений от общего хода государственной жизни. Первая работа Г., "De fundamento successionis ab intestato ex jure Romano antiquo et novo" (Геттинген, 1785), носит на себе следы влияния Монтескье и его приемов. Канту, наконец, обязан Г. окончательным установлением своих философских и этических воззрений. Г. не является, однако, рабским подражатетелем кого-либо из своих учителей. Наоборот, он постоянно оспаривает многие из их рационалистических взгладов с чисто исторической точки зрения и, разбираясь совершенно самостоятельно в философии Монтескье и Канта, создает свою "философию положительного права". В ней налицо все сильные и слабые стороны учения "исторической" школы. К первым относятся взгляды на необходимость исторического изучения римского и германского права в связи с их историей и всей культурой народа, выраженные притом в гораздо более определенной и точной форме, чем у Савиньи и особенно у последователей последнего. Философская задача изучения господствует у Г. над мелочными историческими изысканиями, которые так полюбили последователи Савиньи, вытеснившие под влиянием ненависти к естественному праву всякую философию. У Г. нет совсем и представления о мистическом "народном духе", сделавшемся девизом исторической школы. Он говорит вместе с Монтескье лишь об общей культуре народа. Такого рода воззрения высказаны были Г. уже в его переводе на нем. яз. известного очерка истории римского права и древностей Гиббона (см.), составляющего 44 главу "Упадка и падения Римской империи". В "Lehrbuch des Naturrechts, als einer Philosophie des positiven Rechts" Г. развивает другие положительные стороны учения исторической школы. Право и государство не суть создания разума или разумной необходимости, а продукты необходимости естественной, исторического развития, они должны быть изучаемы так же, как и другие естественные явления — не путем умозрения, а в действительном проявлении в жизни, объективно, точно и беспристрастно. Здесь же находится характерное для воззрений исторической школы сравнение развития права с развитием языка, которым воспользовался Савиньи. Но здесь же выразились ясно и увлечения культом "исторического" и "положительного", поклонение которому под влиянием реакции учениям естественного права зашло слишком далеко. Г. в своей "философии" готов доказывать историческую необходимость всякого государства и всякого правительства как исторических фактов. С его точки зрения, разумно как факт и рабство. Савиньи сам остался чужд этому увлечению учителя; тем не менее несомненно, что оно вредно отразилось на последователях исторической школы и основательно вызвало реакцию философской школы гегельянцев (см. Ганс). — В частностях философии Г. можно отметить много верных мыслей, которые, будучи на время затемнены последователями Савиньи, теперь вновь начинают находить полное признание. Таково его учение о взаимной зависимости права частного и публичного; таковы его возражения против обычных представлений о естественности и наглядной разумности основных институтов гражданского права: семьи и собственности, и замечания об изменчивости отдельных юридических институтов и понятий (напр., договора). В своих лекциях Г. учил студентов тому, во что сам верил, решительно избегая "господствующих" воззрений или прямо оспаривая их. Из его соч., кроме названных, особенно замечательны: "Lehrbuch des heutigen r?mischen Rechts", "Geschichte des R?mischen Rechts", "Juristische Encyclop?die" и др., изданные под общим заглав. "Lehrbuch eines civilist. Cursus" и выдерж. многочислен. изд. О Г. см. ст. Meyer'a в "Preuss. Jahrb?cher", т. 44, и Savigny, "Zeitschrift f?r Geschichtliche Rechtsw." т. IX. В русской литературе воззрения Г. изложены (односторонне) у Чичерина, "Истор. полит. учений", т. IV, и у Коршунова, "Очерк общей теории права".B. Д.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.