Значение ГЛЮК КРИСТОВ-ВИЛЛИБАЛЬД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ГЛЮК КРИСТОВ-ВИЛЛИБАЛЬД

(Christoph-Willibald Gl?ck) — знаменитый нем. композитор (1714—1787). Франция считает его своим, потому что наиболее славная его деятельность связана с парижской оперной сценой, для которой он написал свои лучшие произведения на французские слова. Многочисленные оперы его: "Artaserse", "Demofonte", "Fedra" и пр. были даны в Милане, Турине, Венеции, Кремоне. Получив приглашение в Лондон, Г. для театра Hay-Market написал две оперы: "La Caduta de Giganti" (1746) и "Artamene" и оперу попурри (pasticcio) "Pyram". Эта последняя имела большое влияние на дальнейшую деятельность Г. Все оперы, доставившие огромный успех Г., были написаны по итальянскому шаблону, состояли из ряда арий; в них Г. не обращал особого внимания на текст. Свою оперу "Pyram" он составил из отрывков прежних опер, имевших наибольший успех, подладив под эти отрывки другой текст нового либретто. Неуспех этой оперы навел Г. на мысль, что только та музыка может производить надлежащее впечатление, которая находится в прямой связи с текстом. Этого принципа он стал держаться в следующих своих произведениях, усваивая себе постепенно более серьезное отношение к декламации, вырабатывая до мельчайших подробностей речитатив ариозо и не забывая о декламации даже в ариях.Стремление к тесной связи между текстом и музыкой заметно уже в "Семирамиде" (1748). Но более осязательный поворот композитора к опере, как к музыкальной драме, заметен в "Orfeo", "Alceste", "Paride ed Elena" (1761—64), поставленных в Вене. Реформатором оперы Г. является в "Iphig?nie en Aulide", данной в Париже с громадным успехом (1774). Там же были даны: "Armide" (1777) и "Iphig?nie en Tauride" (1779) — величайшее произведение Г. Последней оперой Г. была "?cho et Narcisse". Кроме опер, Г. писал симфонии, псалмы и пр. Всех опер, интермедий и балетов написано Г. более 50. Из многочисленных сочинений о Г. можно назвать: Siegmeyer, "Ueber den Ritter Gl?ck und seine Werke" (Берлин 1825); Riedel, "Ueber die Musik des Ritters Christoph von Gl?ck" (Вена, 1775); Schmid, "Christoph Willibald Ritter von Gl?ck" (Лпц., 1854); Soli?, "Notice sur Christophe Gluck" (Париж, 1840); "Etudes biographiques, anecdotiques et est?tiques sur les compositeurs qui ont illustr? la sc?ne fran?aise" (1853).Н. С.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.