Значение ГОФМАН ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое ГОФМАН ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ

(Hoffmann) Эрнст Теодор Амадей (24.1.1776, Кёнигсберг, - 25.6.1822, Берлин), немецкий писатель, композитор, музыкальный критик, дирижёр, художник-декоратор. Сын чиновника. В Кёнигсбергском университете изучал юридические науки. В Берлине с 1816 был на государственной службе советником юстиции. Новеллы Г. 'Кавалер Глюк' (1809), 'Музыкальные страдания Иоганна Крейслера, капельмейстера' (1810), 'Дон Жуан' (1813) позднее вошли в сборнике 'Фантазии в духе Калло| (т. 1-4, 1814-15). В повести 'Золотой горшок' (1814) мир представлен как бы в двух планах: реальном и фантастическом. В романе 'Элексир дьявола' (1815-16) действительность предстаёт как стихия тёмных, сверхъестественных сил. В 'Удивительных страданиях одного директора театра' (1819) изображены театральные нравы. Его символико-фантастическая повесть-сказка 'Крошка Цахес по прозванию Циннобер' (1819) носит ярко сатирический характер. В 'Ночных рассказах' (ч. 1-2, 1817), в сборнике 'Серапионовы братья' (т. 1-4, 1819-21, рус. пер. 1836), в 'Последних рассказах' (изд. 1825) Г. то в сатирическом, то в трагическом плане рисует конфликты жизни, романтически трактуя их как извечную борьбу светлых и тёмных сил. Неоконченный роман 'Житейские воззрение кота Мурра' (1820-22) v сатира на немецкое филистерство и феодально-абсолютистские порядки. Роман 'Повелитель блох' (1822) содержит смелые выпады против полицейского режима в Пруссии.

Ярким выражением эстетических взглядов Г. являются его новеллы 'Кавалер Глюк', 'Дон Жуан', диалог 'Поэт и композитор' (1813), цикл 'Крейслериана' (1814). В новеллах, а также в 'Фрагментах биографии Иоганнеса Крейслера', введённых в роман 'Житейские воззрения кота Мурра', Г. создал трагический образ вдохновенного музыканта Крейслера, восстающего против филистерства и обречённого на страдание.

Знакомство с Г. в России началось с 20-х гг. 19 в. В. Г. Белинский, утверждая, что фантазия Г. противостоит '...пошлой рассудочной ясности и определенности...', в то же время порицал Г. за отрыв от '...живой и полной действительности' (Полн. собр. соч., т. 4, 1954, с. 98).

Музыке Г. учился у своего дяди, затем у органиста Хр. Подбельского (1740- 1792), позднее брал уроки композиции у И. Ф. Рейхардта. Г. организовал филармоническое общество, симфонический оркестр в Варшаве, где он служил государственным советником (1804-07). В 1807-13 работал как дирижёр, композитор и декоратор в театрах Берлина, Бамберга, Лейпцига и Дрездена. Многие свои статьи о музыке печатал в 'Альгемайне музикалише цайтунг' ('Allgemeine musikalische Zeitung', Лейпциг).

Один из основоположников романтической музыкальной эстетики и критики, Г. уже на раннем этапе развития романтизма в музыке сформулировал её существенные тенденции, показал трагическое положение музыканта-романтика в обществе. Он представлял музыку как особый мир ('неведомое царство'), способный раскрыть человеку смысл его чувств и страстей, природу загадочного и невыразимого. Г. писал о сущности музыки, о музыкальных сочинениях, композиторах, исполнителях.

Произведения Г. оказали влияние на К. М. Вебера, Р. Шумана, Р. Вагнера. Поэтические образы Г. получили воплощение в творчестве Р. Шумана ('Крейслериана|), Р. Вагнера ('Летучий Голландец'), П. И. Чайковского ('Щелкунчик'), А. Ш. Адана ('Жизель'), Л. Делиба ('Коппелия'), Ф. Бузони ('Выбор невесты'), П. Хиндемита ('Кардильяк') и др. Сюжетами для опер послужили произведения Г. - 'Мастер Мартин и его подмастерья', 'Крошка Цахес по прозванию Циннобер', 'Принцесса Брамбилла' и др. Г. - герой опер Ж. Оффенбаха ('Сказки Гофмана', 1881) и Г. Лаччетти ('Гофман', 1912).

Г. - автор первой нем. романтической оперы 'Ундина' (соч. 1813), оперы 'Аврора' (соч. 1812), симфоний, хоров, камерных сочинений.

Соч.: Dichtungen und Schriften, Bd 1-15, Lichtenstein - Weimar, 1924; Poetische Werke, Bd 1-6, В., 1958; Musikalische Novellen und Schriften..., Weimar, 1961; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-8, СПБ, 1896-99; Собр. соч., т. 1-7, М., 1929-30 (не законч.); Новеллы и повести, Л., 1936; Избр. произведения, т. 1-3, М., 1962; Библиография русских переводов и критической литературы, сост. 3 . В. Житомирская, М., 1964; Житейские воззрения кота Мурра..., М., 1967.

Лит.: Герцен А. И., Гофман, Собр. соч. в 30 томах, т. 1, М., 1954; Миримский И., Романтизм Э. Т. А. Гофмана, 'Уч. зап. Московского гос. педагогического института. Кафедра истории всеобщей литературы', 1937, в. 3; Браудо Е. М., Э. Т. А. Гофман, П., 1922; Иванов-Борецкий М. В., Э. Т. А. Гофман 1776- 1822, -Музыкальное образование|, 1926, | 3-4; Ферман В. Э., Немецкая романтическая опера, в его кн.: Оперный театр. Статьи и исследования, М., 1961; Weiner Н. G., Е. Т. A. Hoffmann, Weimar, 1962; Voerster J., 160 Jahre E. T. A. Hoffmann-Forschung 1805-1965, Stuttg., 1967; E. T. A. Hoffmanns Leben und Werk in Daten und Bildern, Fr./M., [1968]; Piana Theo, E. T. A. Hoffmann als bildender Kunstler, B., 1954; Moos P., E. T. A. Hoffmann als Musikasthetiker, 'Die Musik', 1907, 6 Jg, April, S. 67-84; Ehinger H., E. T. A. Hoffmann als Musiker und Musikschriftsteller, Koln, 1954.

С. П. Гиждеу, С. А. Маркус.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.