во св. крещении Давид, кн. муромский, сын Владимира св. от "болгарыни" (по Якимовской летописи — от греческой царевны Анны), причтенный к лику св. мучеников; род. около 984 г. В 1016 г. Святополк, заняв Киев, хотел убийством сыновей Владимира (сам он должен считаться сыном Ярополка) устранить соперников по обладанию княжеством. Убив Бориса, он звал в Киев Глеба, к опасно, будто бы, заболевшему отцу. Когда Г. остановился в виду Смоленска, он получил от брата Ярослава известие о смерти отца, о занятии Киева Святополком, об убиении им Бориса и о намерении убить и его, Глеба; при этом Ярослав советовал ему не ездить в Киев. Когда юный князь со слезами молился об отце и брате, явились посланные к нему Святополком и обнаружили явное намерение убить его. Сопровождавшие его отроки, по известиям летописей, приуныли, а по житиям св. князя им запрещено было употреблять в защиту его оружие. Горясер, стоявший во главе посланных Святополком, приказал зарезать князя его же повару, родом торчину. В 1019 г., по занятии Киева Ярославом Владимировичем, заботами этого князя тело Г. было отыскано, привезено в Вышгород и погребено, вместе с телом Бориса, в церкви св. Василия. В 1072 г. в честь святых князей установлено празднество. Борис и Глеб в древней Руси были самыми популярными святыми, чтимыми всем народом: об этом свидетельствует, между прочим, множество до сих пор уцелевших древних церквей в разных концах России, поставленных в память этих св. князей. Память св. князей празднуется 24 июля (ср. т. IV, стр. 411). Мощи их утрачены во время Батыева нашествия на Киев в 1240 г.См. "Полн. собр. росс. летоп." (34, 52, 58—61, 78, 127; II, 6, 7, 250, 259, 262, 273, 290, 291; III, 2, 4, 208, 209; IV, 1; V, 2, 12, 120, 128—131, 133, 134, 146, 147, 155; VII, 24, 231, 294, 313, 321—325, 327, 340, 341; IX, год 1180); "Вел. Минеи", изд. арх. комм., сент. 5 (убиение Глеба); "Сказание и страсть и похвала святоую моученикоу Бориса и Глеба" \[Сохранена орфография издания Энц. Словаря Брокгауза и Ефрона 1893 г. — редакция\] (по Харат. сп. XII и XIV ст. изд. И. О. Ист. и др., М., 1870); Срезневский, "Сказ. о св. Б. и Г." (СПб., 1860); Савваитов, "Путеш. новг. архиеп. Антония в Царьград в 1200 г.", 79, 159; рукоп. литер. см. в "Агиографии" Барсукова.А. Э.
Значение ГЛЕБ ВЛАДИМИРОВИЧ КН. МУРОМСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ГЛЕБ ВЛАДИМИРОВИЧ КН. МУРОМСКИЙ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012