Значение ГАЛЛА, ГАЛЛАСЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ГАЛЛА, ГАЛЛАСЫ

группа народов сев.-вост. Африки, представляющая по типу переход от темнокожей (негритянской) расы к светлокожей, или белой, но относящаяся по языку к хамито-семитической ветви племен и населяющая страны к югу от Абиссинии, между Шиллусами и другими негритянскими племенами верховьев Нила на западе, родственными племенами Сомаль на востоке (на крайнем восточном выступе Африки) и родственными же Массаями на юге. О происхождении Галла, Сомаль и Массаев, соединяемых иногда в одну общую антропологическую и лингвистическую группу, не известно ничего положительного. Несомненно только то, что все эти племена, связывая по типу арабов и абиссинцев с темнокожими племенами внутренней Африки, представляют многие общие черты и должны быть рассматриваемы, как особая антропологическая и этническая группа. Название "галла", придаваемое им соседями, означает, как говорят, "искатель родины", "бродяги" или просто "неверные". Сами себя они называют "ор?мо" — люди, или "ильм-орма" — сыны людей. Предания Г. указывают, что они пришли с юга. Они разделяются на множество племен (до 50), разбросанных на огромном пространстве в 1000 верст с севера на юг и говорящих, по меньшей мере, пятью разными языками. Из этих племен покуда сколько-нибудь известны только северные, для языка которых составлены грамматика и словарь (Тушеком); об остальных племенах сведения сбивчивы. Г. — среднего, часто высокого роста, крепкого сложения, с цветом кожи смугло-красноватым или слегка коричневым, но иногда не темнее цвета южных испанцев. По форме черепа (долихоцефалии), редкой бороде, толстоватым губам, курчавым волосам и короткому широкому носу они выказывают некоторое приближение к неграм; но вообще тип их красивее, волосы не шерстисты, нос нередко прямой и даже орлиный, осанка не лишена благородства. Г. отличаются смелым, отважным характером и являются грозою своих соседей, не только негров, но и абиссинцев; с родичами своими, особенно Сомалисами, они обыкновенно также в вражде, и даже между соседними племенами собственно Г. военные столкновения — дело обычное. Они жестоки, фанатичны, вероломны; путешествие среди них соединено с большим риском. Часть Г., ближайшая к Абиссинии — христиане-монофизиты, но большинство — магометане, по крайней мере по имени, или язычники. Численность их определяется различно, от 3 1/2 до 6 миллионов, на пространстве в 150000 кв. верст. Культурное развитие Г. довольно значительно: они занимаются земледелием и скотоводством, имеют две породы крупного рогатого скота, две породы овец, прекрасных лошадей, разводят лучшую в Центральной Африке породу мулов, а нагорные племена имеют также верблюдов, коз и кур.У них распространено также пчеловодство; они умеют хорошо обрабатывать металлы, приготовляя из них оружие, домашние орудия и украшения (медные и серебряные). Одежда их состоит из передника и из плаща или абиссинской бумажной или шерстяной тоги; жилище — из круга камней с конической крышей из тростника; селения обыкновенно расположены среди зелени или в лесах. Оружие их — длинное копье, кожаный щит и обоюдоострый нож или меч; для устрашения врага употребляются еще большие, убранные перьями маски. Политическое устройство Г. различно по племенам; некоторые составляют, по-видимому, республики, другие имеют вождей. В семейном быту преобладает моногамия, но вожди имеют иногда и по нескольку жен. Положение жены немногим отличается от положения рабыни; на нее возлагаются все домашние работы, но она считается недостойною обрабатывать землю, вести стада на водопой и доить коров. Нередко практикуется умычка, настоящая или фиктивная. Религиозных суеверий у Г. — масса; кроме различных божеств, признается еще много духов, почитаются некоторые животные, и сильно распространена вера в колдовство. У всех существует обычай мщения кровь за кровь. При смерти сокращают агонию задушением умирающего; по слухам, иногда также дети и родственники убивают стариков, не способных к труду. Вдова и сыновья достаются в наследство старшему брату. Если умерший был бездетен, его брат или родственники должны, путем усыновления или покупки, приобрести наследника, который бы усвоил себе прозвище умершего.См. Krapf, "Travels in Eastern Afrika" (1860); d'Abbadie, "Sur les Oroma" (1880); Paulitschke, "Beitr?ge zur Anthropologie der Somal etc." (1886).Д. Анучин.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.