Значение слова ГАЙДН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ГАЙДН

Гайдн (Joseph Haydn) - знаменитый композитор, родился в 1732 г. вместечке Рорау в Австрии; первоначальное музыкальное образование получилу Рейтера, директора капеллы собора св. Стефана в Вене. Крутой нравРейтера заставил Г. покинуть капеллу и приютиться у некоего Келлера,который из сострадания не отказал ему в помещении. Несмотря на тяжелоеположение, Г. усердно занимался изучением творений Эммануила Баха итеорией композиции. Ему удалось сблизиться с известным музыкантомПорпорою, занятия с которым были для него очень полезны. Написанные им вэто время сонаты для клавесина были изданы и обратили на себя внимание.Первыми крупными его сочинениями были симфония (первая) и опера"Хромоногий бес". С 1760 г. начинается еще более обширная художественнаядеятельность Г., получившего место капельмейстера у князей Эстергази.Две поездки в Лондон, где он для концертов Соломона написал свои лучшиесимфонии, еще более упрочили славу Г. Затем Г. поселился в Вене, где инаписал свои две знаменитые оратории: "Сотворение Мира" и "Четыревремени года". Эти две обширные композиции и три квартета для струнныхинструментов были последними произведениями Г., который умер в 1809году. Композиторская деятельность Г. отличалась замечательнойплодовитостью: 118 симфоний, 163 пьесы для баритона, 19 месс, 83квартета для струнных инструментов, 44 сонаты, 8 немецких опер, 14итальянских далеко не исчерпывают всего, что написал Г., число сочиненийкоторого доходит до 800. Он пробовал свои силы во всех родахмузыкального сочинения, но не во всех жанрах его творчество проявлялосьс одинаковой силой. В области инструментальной музыки Г. посправедливости считается одним из крупнейших композиторов второйполовины XVIII и начала XIX столетий. В инструментовке Г. открыл новыепути; никто до него не понимал так тонко оркестровый колорит. Всимфониях и квартетах он с удивительным мастерством разрабатывал своимысли, простые и своеобразные. В особенности лондонские симфонии иквартеты следует считать образцами, имеющими большое воспитательноезначение для музыканта. В операх Г. далее прекрасной фактуры не шел;драматический стиль был ему чужд. Несмотря на то, что Г. был чрезвычайнорелигиозен, в церковных произведениях он редко доходил до настоящегоцерковного стиля. Его мессы носят светский характер. Более доступныдарованию Г. оратории, в которых встречаются страницы чудной красоты.Под конец жизни Г. пользовался громадной популярностью. Ср. Dies,"Haydn's Biographie" (Вена, 1810); Ludwig, "Joseph Haydn. EinLebensbild"(Нордг., 1867); Pohl, "Mozart und Haydn in London" (Вена,1867); его же, "Joseph H. "(Берл., 1875). Н. С.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.