предоставление виновного в полное распоряжение того лица, кому он выдается и относительно которого он совершил какое-либо преступление. То лицо, кому кто-либо выдан головою, могло выданного лишить жизни (головы), обратить его в рабство и проч. Так, о скифах Геродот рассказывает, что когда они поссорятся и по суду цареву один отдается во власть другого, то из черепа выданного соперником его приготовляется чаша для вина. Но уже очень рано законодательства стремятся ограничить власть над выданными головою, в особенности власть кредиторов над неисправными должниками, взыскания с которых в древности носили уголовный характер (см. Взыскание, стр.). Еще до издания второго Судебника судьи приговаривают неоплатных должников к выдаче головою не на продажу, а только "до искупа", т. е. до покрытия долга. В Судебнике 1550 года это — уже общее правило для всяких должников и преступников. Правила о выдаче должников до искупа переходят и в Уложение 1649 г. (гл. X, ст. 204, 266; гл. XX, ст. 39, 46), которое точно определяет, во сколько времени можно отработать известный долг. В 1700 г. Петр I отменил В. головою; вместо того неоплатных должников стали ссылать в каторжные работы, которые, в свою очередь, могли привести к закрепощению их (см. Векселеспособность). Уложение 1649 г. знает еще В. головою, как наказание за бесчестье в двух случаях (гл. X, ст. 27 и 28): думный человек, нанесший оскорбление патриарху, выдавался ему головою; за бесчестие архиереев платилось от 400 до 100 рублей, а в случае несостоятельности полагалась выдача головою. О пределах власти патриарха и архиереев над выданными им головою Уложение умалчивает.В эпоху кровавой мести добровольная выдача себя головою, т. е. отдача себя на милость врагу, служила для убийцы средством умилостивить мстителя и заставить его принять выкуп. Когда слепому Торстейну, рассказывает германская сага, убийца его сына предлагал выкуп, он отказался от него в выражении, обычном в подобных случаях: "Я не хочу носить своих детей в кошельке"; но когда убийца добровольно отдался во власть Торстейна и припал к его коленам, старик подарил ему жизнь, сказав: "Я не хочу рубить этой головы". У различных славянских племен отдача себя на милость мстителю сопровождалась особыми символическими действиями. Существовал особый обряд покоры, который встречается у моравов, чехов, в мазовецком статуте 1390 г., даже у русских (галичан), у черногорцев; в Далмации он существует и в настоящее время. Здесь родственники убийцы, для устроения мира, посылают к оскорбленному роду депутатов, которые униженно, по нескольку раз, просят "веры" или клятвенного обещания не нарушать безопасности виновного. Когда, после продолжительных отказов, обиженный род наконец согласится, мститель назначает день для мира и выбирает 24 посредника для решения дела. В определенный срок приводят 12 детей из рода убийцы; мститель берет их на руки в знак примирения. Судьи становятся в круг и, по рассмотрении дела, произносят приговор. Убийца является на коленях, с орудием убийства, повешенным на шею, и униженно умоляет о примирении, пока мститель не подымет его и не заключит в свои объятия. О покоре см. Шпилевский, "Союз родственной защиты у древних германцев и славян" (Казань, 1866, стр. 75 и сл.); Губе, "Wro?da, wro?ba i pokora" ("Ateneum" 1884, III). Cp. русскую пословицу: "Покорную голову не секут, не рубят".Такой же символический характер испрашивания прощения имела выдача головой и в московской Руси в случае местнических споров. Здесь выдача головою практиковалась в тех случаях, когда бил челом человек, которому, по признанию правительства, слишком было высоко до того, на кого он вздумал бить челом. Выдаваемый головою должен был сперва явиться во дворец, где ему сказывали государев указ о В. головой, и затем какой-либо дворянин, сын боярский, дьяк или подьячий, с приставом, приводили его за руки во двор к обиженному и ставили на нижней ступеньке крыльца, на которое выходил хозяин; здесь прочитывался государев указ о выдаче головой, чем обидчик символически отдавался во власть обиженному. Предполагалось, что обидчик будет виниться в своем преступлении и униженно просить прощения. Но бояре в своих местнических спорах всегда считали себя правыми, а В. головою никогда не признавали справедливою. К тому же она считалась наказанием столь позорным, что некоторые бояре лишали себя жизни, чтобы только избавиться от него. Понятно, что выдаваемый головою не только не вел себя уничижительно, но всю дорогу от дворца до двора обиженного и там в его присутствии ругался, лаял и бесчестил его всякою бранью. Тем не менее, обиженный не имел права нанести обидчику какое-либо оскорбление; его сильно за это наказали бы. Предполагалось, что он достаточно удовлетворен признанием своего старшинства со стороны правительства. На другой день обиженный ездил благодарить государя, как и за всякую иную милость. Когда местничество было отменено, само собою отпало и это специально местническое наказание; но В. головою, как наказание за бесчестие, осталось жить в нравах. От 1766 и 1767 гг. до нас дошли два случая, когда челобитчики за неправые челобитья на сенат выданы были ему головою "с такою полною властью, что сенат может с ними за то поступить как заблагорассудит" (1-ое Полное Собрание Законов №№ 12673 и 12881).А. Я.
Значение ВЫДАЧА ГОЛОВОЮ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ВЫДАЧА ГОЛОВОЮ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012