Как основное условие всякого конечного существования (следовательно, и нашего внутреннего и внешнего опыта и нашего дискурсивного мышления), время не допускает ни эмпирического объяснения происхождения, ни рационального определения его сущности. В первом отношении можно принять как очевидную аксиому следующее утверждение одного новейшего психолога: "несомненно, что форма времени существует с самого начала сознания; поэтому психологическое исследование времени имеет дело только с представлением времени и оценкой его". Что касается до рациональных (рассудочных) определений В., то они сводятся к более или менее замаскированным тавтологиям. Так, например, когда говорят, что время есть порядок явлений в их последовательности, то здесь разумеется, конечно, не всякая последовательность (например, логическая), а именно только последовательность феноменальная во времени, и определение оказывается явной тавтологией: время определяется временем. Все философские объяснения времени, не представляющие пустого тождесловия, имеют метафизический характер и будут рассмотрены под именами философов. Об отношении сознающего субъекта (эмпирического) ко В. — см. Память, Представление, Сознание, Субъект. О психологическом измерении времени — см. Психометрия.Вл. Соловьев.
Значение ВРЕМЯ, В ФИЛОСОФИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ВРЕМЯ, В ФИЛОСОФИИ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012