Значение ВОЛЫНЬ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЛАСТЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ВОЛЫНЬ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЛАСТЬ

область, получившая название от города Волынь или Велынь (см.). В древности была населена славянскими племенами: дулебами (которые стали потом называться бужанами и в середине IX в. волынянами), затем — древлянами и дреговичами, жившими на северо-восток от волынян. Судя по известиям начальной летописи, В. область занимала нынешние уезды Волынской губернии: Владимирский, Луцкий, Кременецкий, Дубенский и соседние части других уездов Волынской губернии, а также Галиции и Люблинской губернии. В XII в. в состав Волынского княжества вошли земли по течению реки Горыни, по среднему течению реки Буга и по средним левым притокам Немана, с главными городами Берестьем и Дрогичиным. В XIV в. от него отпала Берестейская земля, а за ней и многие другие области. После второго и третьего разделов Польши (1793 и 1795 гг.), Волынское воеводство почти в целом своем составе было включено в пределы нынешней Волынской губернии, с присоединением к ней от бывшего воеводства Киевского уездов — Овручского, Житомирского и части Новоградволынского.В истории В. можно различать четыре периода: 1) от начала исторического существования В. до прекращения в ней линии самостоятельных русских князей из Рюрикова дома, в начале XIV в.; 2) литовско-русский — до Люблинской унии (1569); 3) польско-русский — до второго раздела Польши (1793) и 4) от 1793 г. до настоящего времени.1. Первоначально названные племена на В. жили самостоятельно, отдельными общинами, но со времени возвышения Киева стали подпадать его власти. Во второй половине Х века В. область была обращена в Волынское княжество, первым его князем был Олег Святославич. Из сыновей Владимира Св. в нем сидело двое: Всеволод — во Владимире-Волынском, а Святослав — в земле древлянской, при них была учреждена во Владимире-Волынском епископская кафедра, подчиненная киевскому митрополиту.По разделу Ярослава В. досталась Игорю, а после перехода его на смоленский престол — Ростиславу Владимировичу, внуку Ярослава Мудрого, вскоре удалившемуся в Тмутаракань. Затем она переходила из рук в руки (см. Ярополк Изяславович, Давид Игоревич, Ярослав Святославович), а в 1117 г. была занята Владимиром Мономахом, в потомстве которого оставалась до пресечения южной владетельной его ветви (см. Изяслав Мстиславович и Мстислав Изяславович). Роман Мстиславович (1172-1205) присоединил к В. еще Галицкое княжество.После его смерти начались смуты в Галиче, отразившиеся и на В., и только в 1229 г. окончательно утвердились его сыновья: Даниил в Галиче, а Василько на В. При них В. подверглась разграблению со стороны татар (1237-38 гг.). Единение Волынской и Галицкой Руси не прекращалось и после смерти Романовичей, при Льве Даниловиче, Владимире Васильковиче, Юрии Львовиче и Андрее Юрьевиче. Только после смерти Юрия Андреевича (около 1336 г.) бояре галицкие призвали на свой стол мазовецкого князя Болеслава Тройденовича, а В. (уделы Владимирский и Луцкий) отошла к Литве.2. По одним летописным рассказам Гедимин занял В. путем завоеваний, а по другим — при помощи брачного союза. В XIV же веке она стала подвергаться нападениям польских королей Казимира Великого и Людовика Венгерского, которые, впрочем, не имели большого успеха. Любарт Гедиминович, умирая (1386 г.), оставил княжество В. еще весьма обширным. От сына его Федора скоро В. была отнята Ягайло и передана Витовту, при котором стало проникать сюда польское влияние, от селившихся в ней поляков-католиков. После смерти Витовта (1430) польские короли стали вмешиваться в борьбу литовских князей за волынский стол. Так Свидригайло мог его занять лишь с согласия Казимира IV, а при Сигизмунде II Августе вмешательство Польши коснулось даже и общественного быта В., с распространением на нее Литовского статута. В 1569 году люблинский сейм утвердил политическое единение Литвы с Польшей. В., вместе с Подлясьем, присоединена была к Польше, под именем Волынского воеводства, с поветами Луцким, Владимирским и Кременецким.3. Люблинская уния, а за ней и церковная (1596) открыли доступ на Волыни полякам и католическому духовенству. Распространение унии, а потом и католичества, обошлось, однако, не без борьбы, в которой особенно прославился князь К. Острожский; энергично действовали также основанные на В. братства владимиро-волынское, луцкое и др. Казацкие восстания первых десятилетий XVII века или велись на В., или поднимали крестьянские движения в ней; и то и другое вело к еще большему угнетению православного населения. При Богдане Хмельницком В. в течение нескольких лет была ареной военных действий казаков с поляками, увлекавших и местных жителей. После присоединения Малороссии к России элементы польские и католические получают преобладание на В.; но при Екатерине II, когда Россия получила в Польше решающее влияние, и на В., дотоле спокойной, вновь поднимаются противники католицизма и обращаются за помощью к России.4. По второму разделу Польши (1793) Россия получила восточную часть В., из которой была образована Изяславская губерния. По третьему разделу (1795) к России отошла и западная часть В.; в то же время изменила свои пределы и даже название губерния, переименованная в Волынскую. Павел I вернул почти всех изгнанных из В. поляков, возвратил им их имения, и восстановил в значительной степени права и привилегии как польского дворянства, так и духовенства. И при Александре I польскому элементу по-прежнему предоставлялось главное место в управлении. Среди польских деятелей этого времени особенно известен волынский помещик граф Фаддей Чацкий, назначенный "главным визитатором училищ Киевской, Волынской и Подольской губерний".Царствование императора Николая послужило исходным пунктом для противоположных течений, продолжающихся и до настоящего времени. В 1860 г. волынская епархия отделена от варшавской и получила особых архиереев.Ср. Андрияшев, "Очерк истории Волынской земли до конца XIV столетия" (Киев, 1887); "Памятники старины в западных губерниях Империи", изд. П. Н. Батюшковым, вып. I-IV; Хойнацкий, "Очерки из истории православной церкви и древнего благочестия на Волыни" (Житомир, 1878); Пероговский, "Материалы для истории Волыни" (Житомир, 1879); Карашевич, "Очерк истории православной церкви на Волыни" (в "Христианском чтении", 1855 г., ч. I); Трипольский, "Исторические исследования о городах, местечках и селах Волынской губернии" (Житомир, 1879); Пероговский, "Исторические воспоминания с Волыни" (в "Волынских Губернских Ведомостях" за 1867 г., № 12); "Волынская революция в первой четверти XIX столетия" (в "Киевской Старине", за 1883 г., № 1); Крушинский, "Исторический очерк Волыни" (в "Трудах волынского губернского статистического комитета", 1867); Н. И. Петров, "Волынь. Исторические судьбы Юго-Западного края", под ред. Городецкого (СПб., 1888).В. Р.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.