византийский канонист, иеромонах солунский; год смерти его неизвестен, но в 1850 г. он еще жил. О важнейшем труде его — алфавитной синтагме канонов — см. Византийское право. Вскоре по появлении своем синтагма В. была переведена на сербский язык, а затем по воле Стефана Душана сделано было из нее извлечение, которое вошло в состав изданного им в 1349 г. "Законника". В виде приложения к своей синтагме В. поместил обработанный им епитимийный устав. В предисловии к этому уставу изложено, что в человеческой природе существуют три силы, или части: разумная (??????? ?????), ?ила вожделений (????????????) ? страстей (???????). ?оответственно такому тройному составу человеческой природы В. рассматривает грехи людей в трех отделах и в каждом из них указывает епитимьи, положенные за тот или другой грех. Синтагма В. вместе с его покаянным уставом известна была и в России; в XVII в. она переведена на славяно-русский язык иеромонахом Епифанием Славинецким. Греческий текст покаянного устава В. вместе с славянским переводом издан М. Горчаковым в сочинении "К истории епитимийных номоканонов Православной церкви" (СПб., 1874). Этот же покаянный устав послужил основой для Номоканона, поныне употребительного в русской церкви и с 1639 г. издающегося при Большом Требнике. Об остальных сочинениях В., отчасти полемических, см. у архимандрита Арсения, который издал с русским переводом "Письмо Матвея Властаря к принцу кипрскому, Гюи де Лузиньяну, с обличением латинского неправомыслия" (М. 1891).
Значение ВЛАСТАРЬ МАТВЕЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ВЛАСТАРЬ МАТВЕЙ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012