Значение слова ДИАКОНИССА в Православной энциклопедии Древо

ДИАКОНИССА

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Диаконисса - женщина-диакон в Древней Церкви. Институт диаконис возник во времена апостолов , т. к. исполнение обязанностей диакона одними мужчинами во многих случаях было сопряжено с неудобствами.

Диакониссы исполняли следующие обязанности:

приготовляли женщин к принятию Крещения , объясняли им значение отдельных священнодействий чинопоследования, вопросов и ответов, задаваемых по время его совершения, обучали поведению после совершения таинства ;

помогали священнослужителям во время самого Крещения;

исполняли поручения епископов, посещая больных и бедных женщин;

стоя у дверей храма, размещали входящих женщин по порядку и следили за их поведением по время богослужения.

В Апостольских постановлениях ( IV в.) сохранились остатки очень древнего чина посвящения диаконисс. Таким образом, в первые века христианства диакониссы причислялись к клиру и посвящались через особое рукоположение. Об этом сохранилось 19-е правило 1 Вселенского Собора . Матвей Властарь ( XIV в.) свидетельствует, что во время посвящения диаконисс епископ , сняв омофор , возлагал на шею диаконисы диаконский орарь , который она носила обоими концами вперед. Причащались диаконисы после диаконов, приняв чашу из рук епископа, они сами ставили ее на престол.

Чин диаконис часто упоминается в церковно-юридических документах ( IV Вселенский Собор , пр. 15; VI Вселенский Собор , пр. 14, 40 и 48; Василий Великий , пр. 24; VI новелла Юстиниана и другие). В Средние века чин диаконисс в Восточной Церкви перестал существовать, вытесненный монашествующими женщинами.

В Русской Православной Церкви чина диаконис, по-видимому, не существовало. Однако в начале XX века была сделана попытка ввести служение диаконисс. В Москве готова была открыть свою деятельность первая община диаконисс. Но резкий протест консервативно настроенной части иерархии остановил начинание.

В наше время роль женщины в жизни Русской Православной Церкви значительно возросла, так как более 80% верующих составляют женщины. В связи с этим вопрос о восстановлении чина диаконисс стал весьма актуальным. На практике в большинстве приходов женщины (как правило, пожилого возраста) выполняют обязанности чтеца, певца и свещеносца и в соответствии с каноническим правом должны быть посвящены в эти церковные должности с ношением стихаря . Однако в Русской Церкви хиротесия над женщинами никогда не совершалась.

См. также

Женское священство

Внешние ссылки

http://magister.msk.ru/library/bible/comment/nkss/nkss24.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.