Значение слова ВАТТО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ВАТТО

Ватто (Жан-Антуан Watteau) - французский живописец (1684 - 1721). Родего живописи определен был академией художеств, куда он был принят в1717 г., как живописец de fetes galantes. Он родился в Валансьенне; отецего был работник и подрядчик. В. с самых юных лет обнаруживал склонностьк искусству и был поручен Дерену (Derin), лучшему учителю в его родномгороде. В 1702 г. он отправился в Париж, где сначала работал вмастерской одного посредственного художника, изображая все что попало ичасто повторяя один и тот же сюжет по много раз. Перейдя в мастерскуюЖилло (Gillot), он и там оставался недолго и перешел к декоративномуживописцу Одрану, и украшал своими фигурами его орнаментальныепроизведения. Затем В. стал писать декорации для оперы, и это занятиевероятно повлияло на род его картин, изображавших веселые,фантастические праздники, изящные женские и мужские фигуры, красивые,несколько театральные, сады украшенные вазами и статуями. Костюм игралбольшую роль в его картинах, костюм изысканный, необыкновенный, нокрасивый и богатый. Несмотря на общее содержание картины, которое немогло быть списано с натуры, В. оставался ей верен в частностях.Оригинальность, веселость и изящество его композиций, несмотря на ихискусственность и даже, может быть, по этой причине пришлись по вкусусовременному французскому обществу: картины В. раскупались нарасхват.Еще больше чем картин, В. расписал дамских вееров, крышек тогдашнихклавикорд и вообще частей разной мебели; это был салонный живописец.Птицы, плоды, животные, орнаменты, празднества, военные группы - все поочереди занимало его кисть. Живопись его была красива и нежна, хотя неособенно закончена в деталях. В. пробовал подняться до историческойживописи, но с малою удачей. Его раздражительный характер и слабоездоровье часто заставляли его избегать общества - черта, которой нельзябы угадать из его картин. Больной В. предпринял для развлеченияпутешествие в Англию, которое однако нисколько его не рассеяло. Повозвращении во Францию он с одним из своих друзей поселился в Нижоне наМарне, где вскоре и умер. Учениками В. были Ланкре и Патер, много емууступавшие. Скоро прошла пора пристрастия к картинам этого рода, имя В.произносилось с пренебрежением, и в этот период времени большая частьего картин перешла в Англию. Потом опять настало время, когдахудожественная репутация В. была частью восстановлена, но картины его невозвратились из Англии. Картины В. пользовались такою известностью, чтоболее 80 граверов были заняты их воспроизведением в эстампах. Сам В.сделал 8 гравюр, вытравленных крепкой водкой. В Париже в галерее Лувраимеется только одна картина В., в Дрезденской галерее - их две, вБерлинской - четыре. Эрмитажная галерея в Петербурге владеет пятью егокартинами: "Менуэт", "Мальчик савояр с сурком", "Серенада в саду","Тягости войны" и "На бивуаке". Надо заметить что В. картин своих неподписывал. Ф. П.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.