является вначале лишь отпрыском португальской, пересаженным за Атлантический океан. Долгое время этот отпрыск не принимался, но мало-помалу своеобразно развернулся и в новейшее время достиг известной самостоятельности. Литература пустила ростки в Бразилии вскоре после колонизации страны иезуитами. Уже в середине XVI стол. выступает на литературное поприще поэт Бенто-Тейксейра Пинто, автор “Prosopop?a”. Собственно ряд бразильских поэтов начинается с братьев Эвзебио и Грегорио де Маттоса, которые жили во второй половине XVII ст. и подражали еще португальским и испанским писателям. Впрочем, некоторые стихотворения Грегорио почерпнуты из родной жизни. Оттенок местного колорита носят отчасти также произведения подражателей Маттоса, среди которых выделяется Маноэль-Ботельхо де Оливейра (1686—1711). Вслед за сатирою появляется уже и драма. Когда резиденциею вице-короля сделалась Бахия (с 1720 г)., там образовались, по обычаю того времени, кружки ученых и Академии художеств (искусств) — первая из них Академия Бразилика-дос-Эсквечидос (“Academia Brazilica dos Esquecidos”) 1724—25, Академия дос-Фелисес (dos Felizes) 1733, Академия дос-Пелектос (dos-Pelectos) 1755, Академия дос-Ренасчидос (dos-Renascidos) 1759—60. Литература получила придворное и академическое направление и усвоила себе панегирический стиль. Сюда относятся поэт Маноэль де Санта-Мария (род. в 1704) и историк Себастиайо-да-Роча Питта (Sebasti?o-da-Rocha Pitta, 1660—1738). С перемещением резиденции вице-короля в Рио-де-Жанейро (1763), возник здесь вскоре новый центр образования и культуры. На литературное развитие страны приобрела преобладающее влияние одна из Академий, покровительствуемых двором и состоявших из придворных ученых, поэтов и художников, именно так назыв. Arcadia ultramarina (заокеанская Аркадия), основанная Маноэлем-Игнасио-да-Сильва-Альваренга и Хозе-Базилио-да-Гама, по образцу Римской академии “Arcadia”. Между тем, в провинции Минас-Жерес (Minas-Geraes) зародилось стремление к политической самостоятельности и к независимости от метрополии. Носители этой идеи составили вместе с тем особую школу Минасских поэтов (poetas mineiros), откуда исходил толчок к эмансипации от Португалии и в литературном отношении. Новое направление прокладывало себе путь на первых порах лишь робко, но постепенно сказывалось все заметнее. Продолжали следовать форме, господствовавшей в португальской поэзии, но старались придать своим произведениям местный колорит, черпая содержание из природы, быта и истории Бразилии. Такой характер носят два первых значительных эпических произведения, принадлежащие бразильским поэтам, поэмы Хозе-Базилио-да-Гама (1740—1795) “Uruguay” и Фрей-Жозе де Санта-Рита-Дураио (Frei Jos? de-Santa Rita Dur?o, 1736—84), “Caramur?”. Правда, в обеих поэмах еще преобладает сознание зависимости от метрополии и ее цивилизующего влияния, и авторы прославляют еще успели португальского оружия и колонизации, но видно и другое течение. С особенною силою поэты выдвигают отличительные свойства бразильской природы и жизни, и их симпатии лежат преимущественно на стороне туземцев. Таким образом, уже начинает пробуждаться сознание бразильской национальности в отличие от португальской. Новое направление сказывается также заметно в лирических произведениях, хотя не так сильно, как в эпосе. Выразителями его являются лирики минас-жаресской школы, поэт Клавдио-Маноэль-да-Коста (1729—90), мулат Маноэль-Игначио-да-Сильва-Альваренга (1740—1814), Игначио-Жозе де Альваренга-Пейксото (1748—93) и превосходящий всех их талантом Томасо-Антонио-Гонзага (1774—1809), которого “Lyras” и “Marilia de-Diuceu” содержат народные песни (modinhas). Заслуживают также внимания современники их, поэты из других провинций Бразилии, хотя они и менее оригинальны, именно: мулат Домингос-Кальдас-Барбоза (Domingos Caldas Barboza, 1740—1800) — его “Viola de-Lereno” нельзя отказать в некотором значении, Франсиско де Мелло-Франко (1757—1823), Бенто де Фигурейдо-Аранха (Bento-de-Figueiredo-Aranha, 1769—1811) и Хоаким-Хозе да-Сильва (Joaquim Jos?-da-Silva).С переселением португальского двора в Рио-де-Жанейро в 1808 г. начинается новая эпоха политического и литературного развития Бразилии, полное же освобождение (1822 г. 7 сент.) от метрополии повело к освобождению бразильской литературы от влияния Португалии. Прежде всего получило здесь развитие христианское направление поэзии. Оно черпало вдохновение в христиано-католических верованиях народа и заимствовало оттуда содержание и образы, отвергнув вместе с тем классическую мифологию, которая до того времени преобладала в бразильской поэзии. Корифеями этого направления были де Сонза-Кальдас (Antonio Pereira de-Sonza Caldas, 1762—1814) и де Сайо-Карлос (Frei-Francisco de-S?o-Carlos, 1763—1029), которые отличались также блестящим духовным красноречием. Из числа их подражателей следует выдвинуть Оттони (Jos? Eloy Ottoni, 1764—1851). Наряду с этим религиозным течением и почти в одно время с ним стал приобретать значение в молодой литературе элемент национальный, который обнаруживался в патриотических и собственно политических стихотворениях. Многие поэты принимали активное участие в государственных делах, поэтому все политические партийные взгляды проникали также и в поэзию. Так, напр., известный министр Андрада-э-Сильва (Jos? Bonifacio de-Andrada е Silva, см. это сл.) прославился особенно своими превосходными патриотическими и политическими стихотворениями, чего нельзя сказать о его несколько сантиментальных песнях любви, где автор идет по стопам Елизио (Filinto Elysio). Его современник, морской министр Барбоза (Francisco Vilella Barboza, маркиз Паранагуасский, 1769—1846), написал “Cantata ? Primavera” и прекрасную безыскусственную элегию на смерть своего друга Дона Педро I, которые принадлежат к перлам бразильской литературы. Министр юстиции Бранко (Manoel Alves Branco, 1797—1855), менее выдающийся как поэт, известен своею восторженною одою “К свободе” (? liberdade). Видное место следует отвести дипломату и сенатору Баррос (Domingos Borges de Barros, 1783—1855), который воспевал в своих произведениях любовь и красоту. Из поэтов этого времени можно еще выделить каноника да-Кунья Борбоза (Januario-da-Cunha Barboza, 1780—1846) за его эпико-описательную картину прелестного Никтеройского острова. Далее, известны Феррейра (Gualberto Ferreira), благодаря своим “Georgicas Brasileiras”, и дипломат Тейгсера де Маседо Alvaro (Texeira de-Macedo, 1807—49), особенно своим эпическим произведением “А festa de Baldo”, которое отличается комико-сатирическим характером. Здесь же следует упомянуть о до Монте-Альвернэ (Francisco do-Monte Alverne, 1784—1858), который превзошел всех своих предшественников в искусстве духовного красноречия. В то же время выдвинулись, как прекрасные прозаики, Перейра де Фонсека (Marianno Jos? Pereira da Fonseca, маркиз Марика, 1773—1848) своими эпиграмматическими изречениями и де Морас-э-Сильва (Antonio de-Mor?es е Silva, 1756—1820) своими изящными переводами. Последний приобрел себе имя также в науке, как филолог. Затем следуют другие менее известные и значительные поэты и писатели.Под управлением Дона Педро II, литература получила дальнейшей толчок к самостоятельности. Прежние поэты, времен Дона Педро I, еще не решались отступить от португальской формы поэтического творчества. Сознательное стремление сбросить с себя и эти узы обнаруживают некоторые более молодые поэты, как, напр., Рибейро (Francisco Bernardino Ribeiro) и Кейрога (Antonio Augusto de Qaeiroga). Однако вполне удалось это сделать лишь Гонсальвесу де Магельясу (Domingos Jos? Gonsalves de Magelhaes). Его “Suspiros poeticos е Saudades” (1836) положило основание новой школе бразильских поэтов. Возникшая, с одной стороны, под влиянием чувства любви к родине (нативизм), которое проснулось с новою силою, с другой стороны, под влиянием романтизма, с которым Magelhaes познакомился во Франции, эта школа поэтов может считаться истинно национальною. Другое произведение Magelhaes'a: “Mysterios” содержит много прекрасных мест, захватывающих душу читателя. Его драматические и эпические произведения отличаются тем же самым направлением, и здесь он явился также новатором. Magelhaes — первый бразильский поэт, который поставил на сцену оригинальные произведения, трагедии: “Antonio Jos?” и “Olgiato”. Между тем, в его поэмах, особенно в эпосе “Тамойосские союзники”, впервые вылилось во всей своей полноте сознание самобытности (нативизм), и свободный поэт, не связанный более ничем с португальцами, мог теперь воспевать свободную родину. Из последователей Magelhaes'a выделяется прежде всего Арауйо-Порто-Алегре (Manoel de Araujo Porto-Alegre, см. это сл.), превосходный эпический поэт (его поэмы: “Brasilianas” и “Colombo”), далее Гонсальвес-Диас (Antonio Gonsalves Dias, см. это сл.), после Magelhaes'a самый выдающийся лирический поэт, который замечателен и по своим эпическим произведениям, и Joaquim Manoel de Macedo (см. это сл.). Трагедии Macedo имели большой успех, но он стал известен главным образом как новатор в области романа. Что касается совершенства языка и изящной формы, то величайшим мастером в этом считается поэт Мендес (Manoel Odorico Mendes, род. в начале XIX ст.). Другие популярные поэты новейшего времени, кроме талантливых, умерших в молодых годах: Мендес Альварес де Азеведо (Manoel Antonio Alvares de Azevedo, 1831—52) и Хункейра Фрейре (Luis Jos? Junqueira Freire, 1832—55), это — многосторонний Сонза-е-Сильва (Joaquim Norberto de Sonza е Silva, род. в 1820 г.) и не менее плодовитый и многосторонний Тексейра-е-Сонза (Antonio Gonsalves Teixeira е Sonza, род. в 1812). Его “Canticos lyricos” пользуются такою же любовью как и его романы: “О Filho de Pescador” и “A Providencia”. Далее, к числу новейших поэтов принадлежит Тексейра (Joaquim Jos? Teixeira), известный баснописец, и Пенна (Luis Carlos Martins Penna), автор многих комедий. За этот период конституционного правления успели, конечно, явиться, наряду с духовными, и политические ораторы. А так как бразильцы обладают природным даром слова, то они уже вскоре выдвинули таких прекрасных парламентских ораторов, как братья Antonio Carlos и Martin Francisco Andrada, Lino Coutinho, виконт Jequitinhonha и др. В качестве исторических писателей приобрели себе почтенное имя особенно Ioao Manoel Pereira da Silva (“Varoes illustres dos Tempos coloniaes”) и Adolpho de Barnhagen (“Historia geral do Brasil”), а также Joao Francisco Lisboa.Cp. Вольф, “Le Br?sil litt?raire” (Берл., 1864); Silvio Romero, “Historia da litteratura brazileira” (Рио, 1888).
Значение БРАЗИЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое БРАЗИЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012