Значение АЛЬБЕРТ I ФОН АППЕЛЬДЕРН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое АЛЬБЕРТ I ФОН АППЕЛЬДЕРН

рижский епископ с 1199—1309 г., собственно, первый водворитель христианства и германства в Лифляндии, так как оба его предшественника, Мейнгард как миссионер-проповедник и Бартольд с крестоносцами, имели мало успеха. Альберт первым делом завел почти совершенно правильно ежегодные весенние походы, для которых он часто лично вербовал участников в северо-западной Германии; он пленял их и мирскими благами в обращаемой в христианство стране, так что многие тогда же там и водворились. Основанием Риги в 1201 г. он доставил постепенно возрастающей немецкой колонии надежную точку опоры; чтобы быть готовым к войне и в том случае, когда пилигримы возвратятся домой или станут являться в менее значительном количестве, он основал в 1202 году при посредничестве своего памятника орден "Братьев Христова рыцарства", обыкновенно называемых меченосцами. Почти в беспрестанном бою он завладел землями сначала к северу от Двины (Лифляндия), а затем и расположенными южнее (Курляндия и Семигалия); воспрепятствовать овладению Эстляндии датчанами он не имел силы. Принадлежащим к Римско-Германской империи ленным князем завоеванного им края он признан в 1207 и затем вторично в 1225 г. Треть своих владений он отдал в ленное владение ордену; впоследствии, когда меченосцы слились в одно с Тевтонским орденом, возникли долговременные препирательства. Что касается церковных дел, то он по мере новых завоеваний основывал рядом с Рижским новые епископства — Эстляндское, Эзельское, Дерптское, затем Семигальское и Курляндское, для которых был формально утвержден Папою в качестве митрополита его наследник Альберт II. Таким образом, ко времени его смерти — 17 янв. 1229 г. — было положено прочное основание епископско-рыцарскому лифляндскому государственному организму последующего времени и самый этот организм включен в состав германской империи, хотя он, впрочем, ввиду отдаленности от коренных имперских земель и недостатка в немецком крестьянском сословии, и сохранял всегда характер немецкой колонии среди чуждого в племенном отношении эстонско-финского и латышско-литовского населения. Ср. Бинеман, "Aus baltischer Vorzeit" (Лейпциг, 1870); Гаусман, "Das Ringen der Deutschen und D?nen um den Besitz Estlands" (Лейпциг, 1870).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.