Александр (с евр. именем Ианнай, сокращение от Иоанна) — царь и первосвященник иудейский, род. 129 до Р. Х., второй сын Иоанна Иркана, по смерти брата своего Аристовула взошел на престол в 106 г. Он вел частые войны и значительно расширил свои владения, в особенности старался завладеть приморскими городами. При осаде Акко (Птоломаиды) он пришел в столкновение с Птоломеем Латуром, царем кипрским, сыном Клеопатры. Птоломей заставил А. снять осаду Акко и в сражении в долине Ездрелоне нанес ему чувствительное поражение. Клеопатра, враждовавшая с своим сыном и боявшаяся увеличения его могущества, послала на помощь А. отряд войска под предводительством двух египетских евреев — Хилкии и Анании. Латур вынужден был оставить Иудею и вернуться в Кипр. Город Акко достался Александру (99 до Р. Х.).Внутри страны также происходили смуты, и Александру приходилось неоднократно чинить кровавые расправы для подавления их. Истощенный частыми войнами народ был тем более недоволен, что А. своим образом жизни оскорблял его религиозное чувство. Сторонник саддукеев, А. из среды их выбирал своих советников и членов синедриона, фарисеев же притеснял, пренебрегая их учением; фарисеи, имея на своей стороне народ, подстрекали его против неблаговерного А. Главный повод к недовольствию фанатической толпе давала семейная жизнь А., который был женат на вдове своего брата, Александре Саломее (см. это сл.), между тем как по уставу Моисееву (Левит, XXI, 13) первосвященник не должен жениться на вдове. Иосиф Флавий (Antt. XII, 13, 5) рассказывает, что раз, в праздник Кущей, когда А. взошел на алтарь, чтобы священнодействовать, народ до того озлобился, что стал бросать в него райскими яблоками (употребляемыми евреями в этот праздник при богослужении). То же самое рассказывается в Талмуде в одном месте, носящем следы древности (тр. Сукка, 486; ср. Иома, 266), хотя, как видно — из осторожности, имя А. там опущено. Флавий присовокупляет, что наемная стража А. набросилась на народ и уложила до 6000 чел. Другой раз, когда А. находился в походе, фарисеи затеяли бунт в столице; А. вернулся, подавил мятеж и в один день распял 800 фарисеев-бунтовщиков. Это подействовало. Фарисеи стали выселяться. Главный предводитель их, Иуда Бен-Таббай, бежал в Египет, и народ присмирел. А. процарствовал 27 лет и умер 50 лет от роду, в 79 г. до Р. Х.Было еще несколько лиц с именем А., отмеченных евр. историею, и все они как-то кончили плачевно: 1) Александр, внук предыдущего, старший сын Аристовула II, был отведен пленником в Рим по взятии Иерусалима Помпеем в 63 г. до Р. Х.; ему удалось бежать, и, вернувшись в Иудею, он собрал значительную боевую силу, с которою выступил против римлян, но был дважды разбит Марком Антонием и по приказанию Помпея казнен Сципионом в Антиохии в 48 г. — 2) Александр, сын Ирода I и Мариамны, женатый на Глафире, дочери каппадокского царя Архелая, был обвинен своим отцом в покушении на его жизнь и обезглавлен в Самарии в 6 г. до Р. Х. — Наконец, 3) Александром назывался один из предводителей зелотов — непримиримых патриотов, — погибший вместе с своими сподвижниками в последней борьбе евреев за свою независимость против римлян (69 по Р. Х.).
Значение АЛЕКСАНДР, ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое АЛЕКСАНДР, ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012