— это не просто высшее должностное лицо какой-либо державы, но значительно больше — активный предводитель в войске и во всем народе, верховный судья, очень большой собственник и т.д. (1Цар.21:11). В Ханаане, напр. , во дни И.Навина царь был в каждом городе (Нав.12:7-24). Моисей во Втор.33:5 назван царем Израиля. Это же слово прилагается к идолам (Соф.1:5, в еврейском тексте — Молох) и к Богу — Господу неба и земли, Царю царей, и Его Помазаннику — Христу.
На приведенной в Приложении 12 схеме показано последовательное царствование всех царей Израиля и Иуды от Саула до Матфании (Седекии), но точная датировка кажется невозможной. Только даты двух значительных событий — падения Самарии с окончательным пленением десяти колен в 721 г. до РХ и окончательного разрушения Иерусалима в 586 г. до РХ , известны точно. Установление же точных дат царствования отдельных царей, особенно наиболее отдаленных — затруднительно из-за многих причин, поэтому время царствования, напр. , Давида одни считают от 1013 г. до 973 г. до РХ , другие — от 1055 г. до 1015 г. до РХ . Даты воцарения отдельных царей обоих государств со взаимными ссылками, приведенные в указанных между временными линиями местах Писания, при внимательном рассмотрении дают большой материал для размышлений и дальнейших исследований. ( см. год ,б)