- остатки исчезающего, но в старое время сильного и многочисленного Омокского народа. Эти, большей частью, бродячие инородцы кочуют в пределах Верхоянского и Колымского округов Якутской области по рекам обеим Анюям, Колыме и ее притокам Ясачной и Киркидону, а также по рекам Яне и Индигирке, до берегов Северного Ледовитого океана. В Вилюйском округе их числится 5 родов, с 484 душами (256 мужчин и 228 женщин), в Колымском округе также 5 родов, с 248 душами (133 мужчины и 158 женщин), а всего в области 732 души. По 10-й ревизии Ю. числилось в области 1686 душ (900 мужчин и 786 женщин). В 1774 г. Ю. платили ясак с 962 душ мужского пола но, по словам исследователя их, Георги, не прописанных лиц было вчетверо больше. Повальные болезни, в особенности оспа в XVIII и в первой половине XIX столетия, способствовали истреблению племени.
Ю. среднего роста, хорошо сложены, волосы и глаза темные или черные, лицо продолговатое, белизной кожи резко отличаются от прочих инородцев; они вообще трудолюбивы, живут довольно опрятно; смысла христианской религии не усвоили и только наружно исполняют обряды православной церкви. Занимаются оленеводством, ловлей зверей, рыбы и птиц, выделкой оленьих шкур (равдуги). Жилища оленеводов напоминают собой русские избы, но печей они не имеют; вместо них служить очаг. Кочевые Ю. живут в переносных чумах. Мужчины и женщины одеваются в выделанные из оленьих шкур, шерстью вверх, парки , сделанные на манер рубахи, с рукавами и разрезом у ворота. Женская парка делается из оленьих выпоротков, вырезанных из живота самки, с откидным меховым, иногда собольим воротником; мужская парка - из молодых оленей, со стоячим воротником какого-нибудь дешевого меха, нередко собачьего. Пища Ю. - рыба, водяная птица и в особенности оленина, высушенная на солнце или мороженая. Лакомством считается копченый олений язык. Олень и собака служат как для передвижения, так и для охоты. Олений промысел производится Ю. дважды в год, в мае и сентябре, при переходе оленей из лесов в приморские тундры и обратно, особенно осенью, когда олени становятся жирными. Зверей Ю. ловят преимущественно ловушками; трудолюбивые охотники ставят по 400 ловушек на человека. На медведя охотятся с ружьем. Рыба ловится для домашнего обихода, как и птица; только перо и пух идут на продажу. Меновая торговля производится одновременно со взносом ясака; оленина меняется на хлеб, чай, сахар, табак, посуду, ситец и водку. Ю. любят музыку и пение, а также сказки. Мужчины рассказывают про свою удаль и охотничьи подвиги и про старых богатырей, а также легенды, в особенности о подвигах предков; женщины, у которых довольно мягкий, нежный голос, воспевают любовь и любовные похождения. Ю. довольно общительны, беззаботны и гостеприимны.
Впервые русские познакомились с Ю. в 1638 г., когда партия енисейских казаков, под начальством Ивана Пастника, встретила их на реке Индигирка В 1644 г., когда казаки открыли реку Колыму, они нашли там также Ю. В ту пору народ этот был многочислен, воинствен и вел постоянные войны с коряками и чукчами. В 1645 г. Ю. восстали против русских, возбужденные к тому князем Пелевой, и на так называемом Убиенном поле убили служилых русских людей. В 1697 г. Ю., в числе 60 человек, ходили с Атласовым для завоевания Камчатки. В 1714 г., за жестокое с ними обращение, они напали близ Акланского острожка на отряд казаков, шедший из Камчатки, и истребили его. В 1727 г. Ю. участвовали в неудачной экспедиции майора Павлуцкого против чукчей. Более подробное исследование Ю. произведено Йохельсоном.
Н. Латкин.