Значение ЭТТИНГЕР, ФРИДРИХ КРИСТОФ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ЭТТИНГЕР, ФРИДРИХ КРИСТОФ

(1702?1782) ? немецкий писатель; был пастором в Вюртемберге. Главные его труды: "Inquisitio in Sensum communem et rationem" (1753); "Die Philosophie der Alten wied erkommend in der guldenen Zeit" (1762); "Swedenborgs und Anderer irdische und himmlische Philosophie" (1765); "Theologia ex idea vitae deducta" (1765); "Inbegriff der Grundweisheit aus den Schriften Jacobs Bohmes" (1774); "Gedanken von den Fahigkeiten zu e mpfinden und zu erkennen" (1775). Автобиография Э. издана Гамбергером в 1845 году; автор противопоставляет Э. Гамману, называя первого "магом юга", в то время как Гаманна называли "магом севера". Мысли Э. представляют амальгаму весьма разнородных элементов: с одной стороны, идеи философов, которых Э. изучал и которыми он увлекался некоторое время ? Мальбранша, Лейбница и Вольфа; с другой стороны ? естествознание и материалистическое течение мысли, правомерность которого Э. признает. Эти противоречивые направления Э. старается примирить, признавая относительную их истинность, руководствуясь, с одной стороны, Св. Писанием, с другой ? сочинениями Якова Беме и Сведенборга и Каббалой. Основная идея Э. ? жизнь всего мира, одушевление всех предметов. Духовные силы проникают вселенную; в человеке они отражаются в "sensus communis", который является органом понимания всего духовного в мире. Истинное понимание вселенной может иметь только тот, кто умеет соединить в одно целое учение Св. Писания, показания природы и собственный разум. Жизнь и движение имеют первенство перед мышлением и бытием. Мистицизм Э. имеет еще и специальную окраску ? алхимическую и магическую. Возникновение вселенной из Божества Э. понимает в смысле эманационного процесса и указывает 10 ступеней его. Всякое возникновение жизни в материи происходит благодаря свету, который проникает в нее. Материя есть чистая возможность. Из приведенного видно, что Э. не представляет большой оригинальности в философском отношении и что место его не столько в истории философии, сколько в истории оккультизма. Его можно сравнить, по занимаемому в истории человеческой мысли положению, с Робертом Флуддом.

См. K. A. Auberlen, "Die Theosophie Fr. Ch. Oettingers nach ihren Grundz ugen" (1847).

Э. Р.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.