(барон де Steuben) ? французский живописец, сын вюртембергского офицера; род. в 1788 г. В детстве переселился в Россию вместе со своим отцом, принятым на ее службу, и некоторое время посещал спб. академию художеств в качестве вольноприходящего ученика, а потом был пажом при великой княгине Марии Павловне в Веймаре. Отсюда, при помощи своих покровителей, он отправился в Париж и поступил в ученики к Л. Давиду, но вскоре перешел от него в мастерскую Робера Лефевра и затем работал под руководством Жерара. Первая его картина, выставленная в парижском салоне 1812 г., "Петр Великий в бурю на Ладожском озере", произвела большое впечатление на публику и была приобретена Наполеоном I; Людовик XVIII приказал воспроизвести ее в гобеленовом ковре, который послал в подарок императору Александру I (он находится теперь в Большом петергофском дворце, а сама картина в амьенском музее). Приобретя таким образом сразу известность, Ш. поддерживал и усиливал ее дальнейшими своими работами в историческом, жанровом и портретном роде. Важнейшие из его произведений, исполненных в Париже, ? "Св. Герман, раздающий своё имущество бедным" (1819; в церкви Сен-Жермен-де-пре, в Париже), "Меркурий усыпляет Аргуса" (1822; в Компьеньском дворце), "Вильгельм Телль, выскакивающий из шлюпки Гесслера" (1822), "Клятва трех главарей швейцарского восстания на Рюттли" (1824), "Эпизод из юности Петра Великого" (царица Наталья Кирилловна защищает Петра от стрельцов, ворвавшихся в собор Троице-Сергиевой лавры; 1827; в валансьенском музее), "Сандрильона", "Смерть Наполеона I" (1830), "Иоанна Безумная, ожидающая пробуждения своего мертвого мужа, Филиппа Прекрасного" (1836; в лилльском музее), "Эсмеральда и Квазимодо" (1 839; в нантском музее), "Христос, приведенный на Голгофу" (1841), "Иосиф и жена Пентефрия" (1843), "Самсон и Далила" (1843); "Взятие Богоматери на небо" (в страсбургском соборе), плафон "Милосердие Генриха IV после битвы при Иври" и портреты сподвижников этого государя на сводах потолка в одной из зал Луврского музея, картина "Победа Карла Мартелла над Абдерамом" и двенадцать портретов исторических лиц, в версальском музее. В 1831 г. король Людовик-Филипп, ввиду таланта и заслуг Ш., пожаловал ему баронское достоинство. В том же году он был сделан профессором рисования в парижском политехническом училище. В 1833 г. наша академия художеств присудила ему звание ее почетного вольного члена. В 1843 г. он был вызван в СПб. для исполнения семи образов, заказанных ему для Исаакиевского собора. Кроме этих образов, вставленных в ниши внутренних столбов и пилястр собора ("Рождество Иоанна Предтечи", "Св. Иоаким и Анна", "Рождество Богородицы", "Вход во Иерусалим", "Распятие", "Воскресение Христово" и "Взятие Богоматери на небо"), Ш. написал в СПб. большую картину: "Смерть генерала Моро в лейпцигской битве" и несколько прекрасных портретов (Гарфункля, В. Кокорева, Мамонтова, актера Самойлова и др.). Из России он уехал обратно во Францию в 1854 г., уже совсем больным вследствие паралича. В Париже было с ним еще два удара, лишившие его способности работать. Прострадав два года, он умер 21 ноября 1856 г.
По характеру своего творчества Ш. принадлежал к представителям романтизма, явившегося во французской живописи на смену псевдоклассицизму школы Давида. Его произведения отличаются зрелой обдуманностью композиции, отличным рисунком и эффектностью красок, но стремление к драматичности приводило его при изображении многофигурных сцен к театральности.