? В Шотландии реформационное движение началось под влиянием деятельности Джона Нокса (см., и Реформация в Шотландии). В 1560 г. эдинбургский парламент и первый церковный генеральный синод приняли выработанное Ноксом исповедание в духе строгого кальвинизма, а в следующем году новый церковный устав ("Book of discipline"). На основании этого устава церковь в Шотландии получила строгий пресвитерианский строй (см.). Каждой церковной общине или приходу принадлежит право избрания себе священников и старейшин. Самой мелкой единицей церковного управления является приходский или церковный совет (kirk-se ssion), состоящий из старейшин, под председательством священника; выше стоит пресвитерский совет или пресбитерий (local presbytery), в состав которого входят все священники известного числа приходов и по одному старейшине от каждого прихода. Окружные синоды , состоящие из представителей от пресвитерских советов, собираются каждые полгода. Наконец, высшим органом церковного управления является генеральный синод (general assembly) для всей страны, собирающийся один раз в год и состоящий из духовных и светских лиц, избираемых пресбитериями, городами и университетами (до 700 человек). В периоде между заседаниями синода действует избранная им комиссия (assembly-commission). Каждая из названных ступеней церковного самоуправления является высшей апелляционной инстанцией для следующей за ней, но все священники равны между собой и никто из них не пользуется какими-либо преимуществами или властью над другими священниками. Всех пресвитерианских советов 84; окружных синодов 16. Число приходов 1374 (1900 г.). За этот строго демократический строй своего церковного управления шотландцы стойко боролись в течение трех столетий (см. статью Шотландия). Отмененное в 1690 г. право патроната крупных землевладельцев в отношении назначения священников в пределах их владений было восстановлено в 1711 г. в царствование королевы Анны. Против этого ограничения права выбора не прекращались в течение целого века протесты среди привыкшего к самостоятельному устройству своих церковных дел шотландского населения; многие приходы отпадали от общей церковной организации и образовывали свободные церковные общины; последние соединялись иногда в союзы, например основанный в 1733 г. Associate Synod, в 1761 г. ? Relief Church, в 1820 г. ? Secession Church. В XIX в. движение против права патроната усилилось. На генеральном синоде 1834 г. было признано, что основным положением пресвитерианской церкви является полная свобода каждого прихода в выборе священника и что пресвитерский совет, при назначении приходского священника, должен исключительно руководиться голосованием прихожан, а отнюдь не указанием патрона-землевладельца. Эта резолюция генерального синода, известная под названием Veto-Act, не была принята английским правительством. В самой Шотландии произошел раскол. Непреклонные противники права патроната, получившие название нон-интрузионистов [от слова intrusion = вмешательство], отделились в 1843 г. от национальной Ш. церкви и образовали самостоятельную организацию под названием свободная пресвитерианская церковь (Free presbyterian church). В то же время отделившиеся прежде от национальной церкви различные мелкие церковные организации объединились и составили соединенную пресвитерианскую церковь (United presbyterian Church). Остальные, так называемые умеренные (moderates), остались верны национальной или государственной церкви. Свободная Ш. церковь в первые несколько десятков лет быстро разрослась, но когда в 1874 г. и в национальной церкви было отменено право патроната, различие между свободной и государственной церквами стало сглаживаться. С течением времени во всех трех главных церковных организациях Шотландии (государственной, свободной и соединенной) стала отчасти исчезать прежняя пуританская простота богослужения. Под влиянием Англии орган и хоровое пение введены в большинстве шотландских церквей. Различие между тремя церквами в Шотландии состоит главным образом в неодинаковом отношении их к государству и администрации. В последние годы в Шотландии возникло движение в пользу упразднения государственной церкви (disestablishment), в интересах объединения всех пресвитерианских церквей. Члены государственной церкви составляют 46 % всего населения Ш., члены свободной церкви ? 30 %, соединенной церкви ? 14 %.
Литература. Cook, "History of the reformation in Scotland" (2-е изд., Эдинбург, 1819); Sack, "Die Kirche v. Schottland" (Гейдельберг, 1844?45); Merle d'Aubign e, "Die Schottische Kirche in ihrem 300-ja hrigen Kampf" (Лейпциг, 1851); Cunningham, "Church History of Scotland" (2-е изд., Л., 1883); Stanley, "History of the Church of Scotland" (Л., 1879); труды по истории Ш. церкви Story (Л., 1891), Stewart (Л., 1893), Luckock (Л., 1893), Stephen (Эдинбург, 1894?96); Bayne, "The free church of Scotland" (2-е изд., Л., 1894); Ryley and Mac Candlisch, "Scotlands free church" (Нью-Йорк, 1893).