(Scheffer) ? французский исторический и жанровый живописец; родился в Дордрехте в 1795 г., умер в Аржантейле, близ Парижа, в 1858 г. С самого появления его на свет в его жилах текла кровь художников: отец его, Иоганн Баптист Ш., переселившийся из Мангейма в Голландию, был живописец, ученик Тишбейна; мать, Корнелия Ш., урожденная Ламме, с успехом занималась также живописью. Их урокам, в особенности отцовским, мальчик Ари был обязан начальным знакомством с рисованием и живописью, способность к которым выказалась в нем очень рано; всего пятнадцати лет от роду он уже был в состоянии написать портрет, оказавшийся достойным принятия на амстердамскую художественную выставку. Лишившись отца, Ш. переселился в 1811 г., вместе с матерью, в Париж, поступил в ученики к П. Герену и под его руководством развился столь быстро, что уже в следующие за тем годы мог участвовать в луврских салонах. В первую пору своей деятельности молодой художник работал в академическом стиле Герена и большинства других французских живописцев того времени, еще не расставшихся с принципами Л. Давида, но тем не менее, изображая священные, исторические сюжеты, видимо, стремился к патетизму, мечтательности и сентиментальности. В эту пору (1816?27 гг.) написаны им картины: "Смерть Людовика Святого" (1817), "Сократ защищает Алкивиада в битве при Потидее" (1818), "Патриотическая самоотверженность шести граждан Кале" (1819), "Св. Людовик, зараженный чумой, посещает больных ей воинов" (1822; находится в парижской церкви св. Франциска), "Вдова солдата", "Семейство матроса", "Сгоревшая ферма", "Выздоравливающая мать", "Сироты на кладбище", "Маленький жнец", "Старый сержант и сестра милосердия", "Возвращение молодого инвалида домой" и многие др. Все эти картины, более или менее умеренной величины, были не раз гравированы и литографированы и доставили художнику огромную популярность. Кроме них, из-под его кисти вышли в это время большие, энергично задуманные, проникнутые драматизмом картины: "Гастон де Фуа, найденный мертвым среди павших в битве при Равенне" (в Версальском историческом музее), "Св. Фома Аквинский во время бури на море проповедует о вере в милосердие Божье" (в парижской церкви этого святого), "Последние защитники Миссолунги поджигают мину, от которой они взлетят на воздух", "Сулиотки, готовые броситься вниз со скалы, чтобы не попасть в рабство", "Молодые гречанки, умоляющие Мадонну спасти их от турок".
В 1829 г. Ш. совершил поездку в Нидерланды, где изучал старинных живописцев этой страны, особенно Рембрандта, влияние которого отражалось во всем последующем его творчестве. Со времени этой поездки начинается второй период его творчества. И перед тем склонный к романтизму, водворившемуся во французской живописи, он теперь решительно примыкает к его представителям, берет частью из Евангелия, частью из произведений поэтов (Гёте, Шиллера, Байрона, Бюргера, Данте) такие сюжеты, которые представляют для живописца возможность создавать образы и сцены, трогающие душу зрителя глубиной вложенных в них мысли и чувства, причем в отношении техники то подражает Рембрандту, то держится манеры старых итальянцев и родственных им новейших немецких живописцев. К числу картин Ш., исполненных в этом роде, принадлежат: "Христос-Утешитель"; "Христос Раздаватель наград"; "Христос среди детей"; "Ленора", из баллады Бюргера (у г-на Ротшильда в Париже); "Гяур", по Байрону; сцены из Фауста Гёте: "Фауст в своем рабочем кабинете", "Первая встреча Фауста с Гретхен", "Гретхен за самопрялкой", "Гретхен, любующаяся подарками Фауста", "Гретхен в церкви", "Видение Фауста" и др.; "Медора", из "Корсара" Байрона; "Граф Эбергард Плаксивый", по Шиллеру; "Миньона, тоскующая о родине" и "Миньона, несущаяся помыслом к небу" по Гёте; "Встреча Данте и Вергилия с тенями Франчески и Паоло в аду", из "Божественной комедии", "Данте и Беатриче" оттуда же, "Блаженный Августин и его мать, Моника", также оттуда, и т. д.
В третьем, последнем периоде деятельности Ш. (с 1846 г.) его занимали преимущественно религиозные сюжеты, но, воспроизводя их, он заботился не столько о соблюдении согласия своих композиций с историей или преданием, сколько о том, чтобы эти композиции порождали в зрителе те или другие нравственные идеи. Это направление Ш. выразилось в картинах: "Иаков и Рахиль", "Руфь и Ноемия", "Ангел ведет пастырей к яслям Младенца-Спасителя", "Три волхва", "Христос в пустыне, искушаемый дьяволом", "Христос в Гефсиманском саду", "Плач Христа об Иерусалиме", "Mater dolorosa", "Мироносицы, идущие от гроба Господня", "Возвращение блудного сына в родительский дом" и некоторые др. К позднейшим произведениям Ш. принадлежат также три аллегорические картины: "Добродетель и порок, или Любовь небесная и земная", "Междоусобие" (иначе "Второе декабря") и "Стоны земли, превращающиеся в надежды и счастье". Для Версальского исторического музея Ш., кроме вышеозначенной "Находки трупа Гастона де Фуа", написал в разное время "Тольбиакскую битву, выигранную Кловисом в 496 г.", "Объявление Карлом Великим его первых капитулярий в собрании франков", "Изъявление Витикиндом и саксами покорности Карлу Великому", "Въезд Филиппа-Августа в Париж", "Людовик Святой, передающий управление государством королеве", "Въезд Людовика XII в Геную", "Встреча Людовиком-Филиппом 1-го гусарского полка у заставы Трона, 4-го августа 1830 г.". В том же музее находится несколько портретов работы Ш., который был вообще превосходным портретистом.
Сентиментальный, мечтательный, иногда болезненно-плаксивый характер исторических и жанровых произведений этого художника сколь нельзя более соответствовал духу его времени; этим обстоятельством, вместе с бесспорным мастерством его техники объясняется слава, какой он пользовался при жизни и довольно долго после своей смерти; но прошли года, стремления и эстетические воззрения общества изменились, и некогда знаменитый художник сведен теперь со своего прежнего, не в меру высокого пьедестала.
Ср. Th. Passa, "Ary Scheffer, e tudes sur sa vie et ses oeuvres" (Париж, 1859); Ch. Lenormant, "Ary Sch." (Париж, 1859); Mrs Grote, "A memoir of the life of Ary Sch." (2 изд., Лондон, 1860); Hofstede de Groot, "Ary Sch., ein Charakterbild" (Лейпциг, 1871).
А. С?в.