? Кроме церковных уставов св. Владимира и Ярослава I, от XII в. до нас дошло несколько Ц.-уставных грамот, приписываемых удельным князьям XII в. Некоторые из этих грамот несомненно подлинны, другие сохранились в более или менее переделанном виде. К числу первых принадлежат: 1) уставная грамота новгородского князя Святослава Ольговича 1137 г. ? о замене десятины в пользу местной епископии определенным годовым княжеским жалованьем. Грамота эта свидетельствует об исконном существовании на Руси церковной десятины, оказывавшейся, однако, неудобною в том отношении, что доходы, часть которых она составляла, были не каждый год одинаковы. 2) Уставная грамота смоленского князя Ростислава Мстиславича, данная в 1150 г. новоучрежденной в Смоленске епископии. Она определяет, главным образом, средства содержания епископии, частью прежние ? десятина от даней княжих (но не от вир и продаж) и пошлины с судов церковных, частью новые ? земли населенные и ненаселенные. В единственном дошедшем до нас позднем списке этой грамоты текст крайне испорчен, и притом в самой важной части ? там, где исчисляются предметы епископского суда. Видно, однако, что здесь смоленская грамота имеет много общего с постановлениями устава св. Владимира о церковных судах. Две Ц.-уставные грамоты если не прямо подложные, то сильно переделанные позднейшими писцами, приписываются новгородскому князю Всеволоду Мстиславичу (1117 ? 37). Одна из них имеет вид устава, данного Софийскому новгородскому собору о церковных судах. Это довольно неискусная переделка церковного устава Владимира, но в ней есть такие черты, которые с вероятностью могут быть приняты за постановления Всеволода. Таковы постановления о торговых пошлинах в пользу Софийского собора (на площади которого существовало торжище) и о передаче дел по спорам о наследстве в ведение епископа. Другая уставная грамота дана церкви св. Иоанна Предтечи в Опоках, построенной Всеволодом в 112 7 г. По этой грамоте новопостроенная церковь долженствовала быть приходскою церковью особого торгового товарищества, которое по ее имени называлось "купечеством Иванским". Изложенные постановления могли находиться уже в первоначальном тексте грамоты, но, конечно, Всеволод не мог называть себя "великим князем, самодержцем, владычествующим над всею русскою землею", как он назван в начале грамоты. До нас дошли, без сомнения, не все Ц.-уставные грамоты удельно-вечевого периода; по мере учреждения в удельных княжествах новых епископий, местные князья должны были давать епископам и особые уставные грамоты. Так, летопись под 1158 г. говорит о суздальском князе Андрее Боголюбском, что он, поставив во Владимире на Клязьме соборную церковь Успения Пресв. Богородицы, "дал ей многие имения и слободы и села лучшие с данями, и десятину во всем и в стадах своих, и торг десятый во всем своем княжестве". См. Н. Суворов, "Курс церковного права" (т. I, Ярославль, 1889); А. Павлов, "Курс церковного права" (Сергиев Посад, 1902).
Значение ЦЕРКОВНО-УСТАВНЫЕ ГРАМОТЫ УДЕЛЬНЫХ КНЯЗЕЙ XII ВЕКА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Что такое ЦЕРКОВНО-УСТАВНЫЕ ГРАМОТЫ УДЕЛЬНЫХ КНЯЗЕЙ XII ВЕКА
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012