? Правильные формы и яркое окрашивание многих натуральных Ц. дали возможность воспроизводить их искусственно из самых разнообразных материалов: воска, бумаги, разных тканей, кожи, железа, жести и драгоценных металлов, даже из раковин, фарфора и других материалов. Несмотря на такое разнообразие материалов, в приемах производства много общего: разбирая натуральный цветок на его составные части, делают выкройки, а для массового производства и соответствующие выкройкам стальные "высечки", "формы" или "вырубки", которыми вырезают из взятого листового материала плоские части. Части эти округляют при помощи металлических или деревянных шариков с ручками, так назыв. "булек", подкрашивают, если это нужно, и собирают цветок вокруг заготовленной особыми приемами центральной части цветка, приемами, соответствующими свойствам взятого материала. Успех зависит главным образом от художественного чутья и наблюдательности исполнителя: в натуральных Ц. никогда нет полной симметрии и однообразия, Ц., приготовленные механически оказываются неестественными и некрасивыми вследствие своей чрезмерной правильности и требуют окончательной отделки от руки. Наибольшее промышленное значение имеют Ц. из разного рода тканей, идущие для дамских нарядов: в Париже и многих больших городах существуют фабрики таких Ц., выпускающие в продажу также готовые части, наилучше поддающиеся машинному производству, ? как листья и приготовленные в формах завязи разных употребительных Ц. Ткани для Ц. приготовляются особо ? это тонкие сорта батиста, кембрика, кисеи, иногда покрытые тонким слоем каучукового раствора и посыпанные мелкой стрижкой, суконной или шелковой, придающей ей бархатистый вид, свойственный некоторым цветкам и листьям. Для иных Ц. и листьев употребляется и настоящий бархат, плюш, атлас и другие шелковые материи. Если материя не была специально подготовлена на фабрике, ее надо сначала накрахмалить жидким клейстером из пшеничного, так наз. английского, крахмала (1 лот на стакан воды), натянуть на пяльцы для просушки и потом катать, как белье. Подкрашивают уже готовые лепестки, когда нужно получить оттенки, но для роз и других Ц., окрашенных однородно, краску прибавляют в крахмал; употребляют обыкновенно анилиновые краски; для роз очень густой окраски этим не довольствуются и слегка влажную материю, пока она еще в пяльцах, натирают куском карминлака. Накрахмаленную ткань складывают раз в 6 или 8 и сшивают по краям ниткой или тонкой проволокой. Затем высекают из нее части цветка, положив на доску из сплава 2 ч. свинца и 1 ч. олова и ударяя тяжелым деревянным молотком. При этом надо вырезывать лепестки так, чтобы наибольшие размеры приходились вкось относительно основы и утка, иначе ткань будет плохо тянуться при округлении "бульками". За вырезкой следует подкрашивание увлажненных лепестков: краску наносят кисточкой или просто пальцем и смывают другой кисточкой, с водой, как при акварельной живописи. Затем следует выдавливание нагретой булькой на подушечке или на резиновой пластине. Жилки можно выдавливать от руки, держа лепесток на ладони и действуя концами пинцета или особым тупым, округлым "ножом". При массовом производстве жилки выдавливают особыми машинками, состоящими из выпуклого штампа и соответствующей вогнутой матрицы. Для "подбора", или складывания, цветка берут соответствующей толщины проволоку и на конце ее сначала укрепляют середину цветка, т. е. завязь и тычинки, купленные готовыми или сформованные из подкрашенной "пасты", смеси густого раствора хорошего гуммиарабика с равным количеством английского крахмала. Затем берут пинцетом соответственные части и приклеивают их по порядку у основания цветка той же пастой. Проволока, изображающая стебель, обертывается спирально полоской "шелковой" бумаги, иногда шелком, или же покрывается особой зеленой каучуковой трубочкой. Подобными же приемами, но очень упрощенными, приготовляются Ц. из "шелковой" папиросной бумаги: материал продается в готовом виде, бульки нагревать не приходится, и лепестки обыкновенно не подкрашивают. Восковые Ц. могут быть сделаны чрезвычайно натурально; для них белый воск расплавляют в водяной бане и погружают в него на мгновение холодную стеклянную или металлическую пластинку, слегка намазанную прованским маслом или мылом. Воск застывает на пластинке ровным, легко отпадающим слоем; из этих пластинок и вырезывают лепестки. Для зеленых частей цветка и листьев воск подкрашивают при плавлении. Выгибать лепестки можно деревянными бульками на ладони, причем теплота руки достаточно размягчает воск. Подкрашивают лепестки сухими красками при помощи растушек; когда нужно сообщить бархатистость, употребляются "брокатные" краски, содержащие порошок слюды. Собирают части цветка на проволоке, подогревая слепляемые места на очень маленьком пламени спиртовой лампочки с фитилем из одной нити. Ц. из фарфора для богатых надгробных венков приготовляются из обыкновенной фарфоровой массы с примесью декстрина. От этой прибавки она становится настолько пластичной, что ее можно раскатать в тонкие пластинки и формовать Ц. наподобие восковых. При первом обжигании декстрин выгорает, и полученный "бисквит" раскрашивают обычными для фарфора приемами (см. Фарфор). Ц. из кожи подражают горельефной резьбе по дереву. Из тонкой опойки вырезывают лепестки и листья, а также грубое подобие завязи и тычинок; размочив кожу в тепловатой воде и дав ей слегка подсохнуть, приводят ее в состояние, в котором она легко вытягивается, так что при помощи деревянных булек, тупого ножа и пальцев нетрудно сообщить частям надлежащую форму и по высыхании наметить жилки подогретым тупым ножом. Под неподкрахмаленным шеллаковым лаком кожа принимает окраску, близкую к грушевому дереву. Жестяные Ц. для надгробных венков изготовляются штампованием и спаиванием; потом уже их раскрашивают лаковыми красками. Цветы, выкованные из железа, как орнамент для решеток и памятников, исполняются иногда художественно. Это искусство было развито в конце XV и в XVI стол.; в Венеции, во Флоренции, в Вене, Праге и др. местах сохранилось с тех времен много замечательных памятников такого рода. В настоящее время кованые Ц. опять вошли в моду, как орнамент: их теперь очень аккуратно штампуют на германских фабриках и продают в железных лавках по умеренным ценам, но это скорее условные орнаменты-розетки, чем подобие Ц. Настоящие кованые Ц. изготовляются от руки: конец железного прутка оттягивают в тонкую лопаточку, из нее высекают контур помощью соответственных зубил и выгибают на соответственных подбойниках, выделывают жилки и, наконец, сваривают последовательно стебельки отдельных лепестков и листьев в общий стебель. Другой прием нужен для изготовления литых Ц. из металла. Натуральный цветок, если он достаточно мясист, или восковую модель цветка окружают формовочной массой, вставив где следует проволочки, чтобы образовать пути для расплавленного металла и для выхода воздуха. Такую форму просушивают и затем медленно прокаливают: модель сгорает, и в образующуюся пустоту наливают расплавленный металл. Успех зависит от рода формовочной массы. Для отливки из серебра, бронзы и легкоплавких металлов берут смесь 3 ч. жженого гипса, 1 ч. толченого кирпича, размешанную с водным раствором равных частей нашатыря и квасцов. Чтобы удалить золу, оставшуюся от сжигания модели, наливают в форму ртути, в которой зола всплывает.
В. Лермантов.