Значение ЦАРСТВО БОЖИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ЦАРСТВО БОЖИЕ

(Царство Христово, Царство небесное) ? изображается Евангелием, в противоположность иудейским представлениям о царстве Мессии, как Ц. внутреннее, духовно-нравственное, для вступления в которое требуются и условия чисто нравственные ? покаяние и вера. По учению Христа, оно принадлежит только тем, кто алчет и жаждет правды, кто готов терпеть гонение за правду, принадлежит нищим духом, т. е. сознающим свою нравственную беспомощность (Матф. V, 3?12). "Если кто не родится свыше, ? сказал Господь Никодиму, ? не может увидеть царствия Божия" (Иоан. III, 3). На вопрос фарисеев: "когда прийдет царствие Божие", Спаситель отвечал: "царствие Божие не прийдет приметным образом; и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там, ибо царствие Божие внутрь вас есть" (Лук. XVII, 20?21). Этого-то внутреннего царствия Божия Господь внушает искать прежде всего и более всего (Матф. VI, 33; Луки XII, 31). Ц. Божие приблизилось к людям с явлением в мир Иисуса Христа, но чтобы войти в него, овладеть им и усвоить его себе, потребны труды и усилия со стороны человека. "От дней Иоанна Крестителя Ц. небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Матф. XI, 12). Внутренняя природа Ц. Божия яснее всего изображена в Нагорной беседе, главная тема которой выражена в словах: "если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Ц. небесное" (Матф. V, 20). Кроме нагорной беседы, И. Христос разъясняет идею Ц. Божия, которое Он пришел основать на земле, многими притчами ? о сеятеле (Матф. XIII, 4?8; 18?23), о плевелах (Матф. 24?30; 36?43). о горчичном семени (Матф. XIII, 31?32). Уподобляя Ц. Божие семени и горчичному зерну, которые вырастают медленно, И. Христос опровергал то ложное мнение иудеев, будто Ц. Мессии явится вдруг в законченном и совершенном виде: по учению Спасителя, ему предстоит продолжительный процесс развития, который закончится лишь тогда, когда "евангелие царствия Божия будет проповедано по всей вселенной" (Матф. XXIV, 14). Опровергая ложные мнения книжников и фарисеев, которые "затворяли Ц. небесное человекам, ни сами в него не входили, ни хотящих войти не допускали (Матф. XXIII, 13), Спаситель нередко должен был исправлять ошибочные мнения о царствии Божием и своих приближенных учеников. Ожидая скорого открытия Ц. Божия и представляя его подобным земным Ц., они заводили споры о том, кто из них займет первые, почетнейшие места в этом Ц. Вразумляя их, Господь говорил: "вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою, и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Матф. XX, 25?28). В другой раз ученики приступили к Иисусу и сказали: "кто из них больше в Ц. небесном"? Иисус призвал дитя, поставил его посреди их и сказал: "истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Ц. небесное" (Матф. XVIII, 1?4). Ср. Вл. С. Соловьев, "Ц. Божие и церковь в откровении Нового Завета" ("Правосл. обозрение", 1885, т. III, стр. 23?49)T M. Богословский, "Идея Ц. Божия в Ветхом и Новом Завете" ("Правосл. собеседник", 1887, ноябрь, стр. 246?266).

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.