? известный город Месопотамии, в 9 часах пути от Едессы, на реке Гуллаб, на месте пересечения дороги из Дамаска с путем из Ниневии в Кархемиш и Арпад. Может быть, его имя стоит в связи с таким положением (вавил. harranu ? дорога), но, во всяком случае, последнее обусловило его торговое и культурное значение. Это был один из древнейших центров вавилонской культуры, и притом, самый западный. Процветавший здесь культ бога Сина (см.) был в X. общим с Уром (см.). Возможно, что еще в глубокой древности X. был центром особого царства, распространившего вавилонскую культуру в Каппадокию и Ассирию и вошедшего впоследствии в состав Митанни (см.); недостаток археологических данных не позволяет идти дальше предположений: не было правильных раскопок и только Леярд случайно открыл в этой области ? в Арбане, на Хабуре ? развалины дворца патеси (см.). Авраам, переселяясь в Ханаан из Ура Халдейского, останавливался в этом втором городе Сина (Быт. XI 31, XII, 4), где и умер Фара. X. играет роль и в истории Исаака и Иакова (Быт. XX V III, XXIX). Дальнейшие сведения о X. встречаются уже в ассиpийских летописях. "Страна X." упоминается Тиглатпалассаром I. Салманассар II строил в местном храме Сина. В это время уже область X. была наводнена арамеями и приняла участие в восстании 762 г., за что Ассурдан лишил его, наравне с Ассуром, привилегий. Последние были возвращены Саргоном II. Ассаргоддан вопрошал местного бога об успехе египетского похода, а Ассурбанипал короновался здесь короной Сина, реставрировал храм и возвел своего младшего брата в верховные жрецы "Сина, обитающего в X.". Набонид (см.) также восстановлял Эхульхуль, храм Сина в X., "на камне Ассурбанипала", после его разрушения мидянами и скифами. С падением Вавилона X. перешел во власть персов. Богатство и торговля X. засвидетельствованы прор. Иезекиилем (XXVII, 23), Плинием ("N. H.", 12, 40), который упоминает между прочим о производстве в X. благовоний, и Иосифом Флавием. При Александре Великом X. принял македонский гарнизон (Dio Cass., 37, 5) и греко-македонских колонистов. При Диадохах область X. превратилась в царство Осроэну; основание Едессы 132 г. создало X. соперника. В борьбе римлян с парфянами и сассанидами X. всегда стоял на стороне первых, как город эллинистической культуры. Его греческое название Карры (??????) неоднократно бывало связано с разными событиями римской истории. Здесь в 53 г. до Р. Х. разбит и убит Красс ("Carrhae Crassi clade nobiless", в 217 г. убит Каракалла, в 296 ? разбит Галерий. Город переходил из рук в руки, получал милости от римлян (сделан во I I в. римской колонией, граждане получили титул филоромеев, город ? Аврелии и метрополии) и не раз подвергался карам от парфян и персов. Временно X. был под властью Пальмиры (Одената). Диоклетиан, урегулировав снова границу империи, образовал две провинции: Осроэну и Месопотамию. Во время войны с Сапором II пожар опустошил X., и он надолго сошел с первенствующей роли, уступив место Едессе и Нисивии. Юлиан, во время персидск. похода радушно принятый харранскими язычниками, гадает в их храмах и приносит человеческие жертвы. В византийское время X. также постоянно страдал от варварских нашествий (гуннское, 395 г.), персидских войн и переходил из рук в руки; благосостояние его падало. Наконец, в 639 г., X. попал в руки арабов. Христианство в X. появилось поздно, распространялось туго и никогда не было сильным, как и в других местах древних культов. Город не имел епископа еще при I всел. соборе; первый епископ упоминается 361 г.; его преемник Вит, известный святостью жизни, подписался под постановлением константинопольского собора 381 г. Известный Ива едесский посвятил своего молодого, изнеженного брата Даниила в епископы X.; он был подкуплен язычниками и подвергся низложению на разбойничьем соборе; в 546 г. в X. был епископом монофизит Сергий; яковиты одержали верх, после временного торжества сначала православия, потом несторианства в половине VIII в. Но христианство никогда не играло видной роли в Х., равно как и иудейство: Вениамин Тудельский насчитывал здесь только 20 еврейских семейств. Настоящей религией X. долго было язычество, сообщившее городу греческое имя Еллинополя, пережившее византийское владычество и представлявшее эллинизированную вавилонскую религию, причем образованные классы были проникнуты идеями неоплатонизма. В 830 г. при халифе Мамуне было открыто на них гонение. Тогда они основали, для подкупа чиновников, особую кассу "на случай беды" и прикрылись освященным кораном именем сабиев, под которым и известны в истории. Вообще, долго оставаясь убежденными язычниками, жители X. по внешности скоро ассимилировались с арабами и даже стали принимать их имена. Арабские писатели часто повествуют о храмах и культах X. Главный из них, в честь божества Луны, лежал в вост. части города; он был укреплен, в крипте были идолы, которых не ставили на виду из боязни мусульман. Он существовал до XIII в., когда был разрушен татарами. Другой храм месяца был в зап. части. Сюда были богомолья 20-го нисана (апрель) в ожидании из Индии "идола бога воды". В окрестностях X. были храмы "Гермеса" (планеты Меркурия, может быть ? того же Сина) и Баалаты (Венеры). Сюда были тоже пилигримства и процессии. Культ пользовался терпимостью и отправлялся торжественно. Ежегодно 30-го декабря жрец с храмовой кафедры в девять ступеней возглашал молитву о благоденствии общины и разрушении церквей и мечетей, выстроенных на священных для сабиев местах. Для успокоения магометан они еще называли свою религию Ноевой, или Авраамовой, а свои священные книги ? сифовыми и еноховыми, пользуясь ходячим сопоставлением лунных божеств с Гермесом Трисмегистом, а последнего ? с Сифом и Енохом. Во главе общины стоял верховный жрец. Списки этих жрецов сохранились у араб. писателя Эн-Недима. Во 2-й половине IX в. в X. произошел раскол. Ученый Табит-Бен-Коррах, известный и в Европе многочисленными философскими и богословскими сочинениями и переводами с греческого, разошелся в догматических вопросах с общиной и был отлучен верховным жрецом. Удалившись в Багдад, он основал там новую общину сабиев, которая скоро затмила X. Многие ученые багдадские сабии были известны при дворе халифов; к ? в. прекращается в X. верховное жречество, а с конца XI в. теряются следы харранских сабиев. По свидетельству Абу-эль-Азиза, они совершенно вымерли к ХII в. Едва ли можно думать о прекращении секты путем пропаганды: сабии, даже их ученые и поэты, были упорными язычниками не по упрямству, а по глубокому убеждению, так как, несмотря на суеверные обычаи и культ, требовавший человеческих жертвоприношений, их религия соединяла в себе лучшие идеи арамейско-вавилонского греческого язычества, очищенного неоплатонизмом и не оставшегося без влияния христианства и ислама. Догматика различала между единым верховным божеством и его посредниками ? духами, обитающими в планетах. Мораль была высока, нравственность была не ниже мусульманской. Современная деревушка на Балихе заключает в себе кое-какие следы прошлого ? фундамент стен, давший возможность Захау составить план др. города, развалины базилики и мечети. Местность населена бедуинами, которые показывают колодезь Ревекки.
См. Chwolson, "Die Ssabier und der Ssabismus" (I ? II, СПб., 1856); Mez, "Gesch. d. Stadt Harran" (Страссб., 1892); Sachau, "Reise in Syrien und Mesopotamien" (Лпц., 1883); Ainsworth, "Haran in Mesopotamia" ("Proceedings of the Soc. Bibl. Archeol.", XIII).
Б. Т.