(Domitius Ulpianus) ? один из замечательнейших римских юристов (170?228), родом из Сирии. Состоял асессором при praefectus praetorio, которым тогда был знаменитый Папиниан; позже занимал должности prafectus annonae (заведующего продовольственной частью в Риме), magister scrinium (начальника императорской канцелярии) и, наконец, при Александре Севере ? praefectus praetorio. Как горячий сторонник Севера и его матери Маммеи, он приобрел огромное влияние на молодого императора. Погиб во время бунта преторианских солдат, вызванного дворцовой интригой. Значение У., как юриста, было велико. В кодексе Юстиниана к его имени прилагаются эпитеты summi ingenii vir, vir prudentissimus (напр. 1, ¬ 59 С VI, 51, II С. IX, 41 и т. д.); законом 426 г. он был включен в число тех пяти юристов (Гай, У., Папиниан, Павел и Модестин), responsa которых были обязательны для судей. До нас дошли 29 титулов его книги "Liber singularis regularum" ? учебника, написанного, по-видимому, по тому же плану, как и "Институции" Гая. В Дигестах много фрагментов У. по самым разнообразным юридическим вопросам. Совокупность их (2462) составляет около трети всего содержания Пандект; по количеству выписок из его сочинений У. занимает здесь первое место. Литературная деятельность У., как и прочих римских юристов, отличалась, главным образом, экзегетическим характером, была направлена на цели supplendi, corrigendi, adjuvandi juris civilis, так как в императорский период роль претора республиканских времен перешла к юристам (см. Рим). В III в. по Р. Х. умственные интересы римского общества вращались главным образом около различных философских учений, перешедших в Рим из Греции. Философские и этические начала заметны и в воззрениях У. на право. Слово jus он этимологически выводит из слова justitia (est autem a justitia appellatum). Самая справедливость (justitia) est constans et perpetua voluntas jus suum cuique tribuendi, a право (jus) est ars boni et aequi. Определение права, в его обыкновенном переводе ? "право есть искусство доброго и справедливого" ? дает прямое указание на то, что право должно быть согласовано со своим этическим масштабом, соответствовать нравственным принципам своего времени и не отставать от него. Проф. Пунчартом предложен иной перевод: ars, говорит он, "означает гармонию, порядок, bonum ? интерес: право есть гармония интересов и средство улажения их столкновений". Право делится У., по природе норм, его составляющих, на три рода: jus naturale обнимает все живые существа, jus gentium касается лишь людей, jus civile относится лишь к известному политическому целому. Идея всеобъемлющего, вседовлеющего закона природы, нормы которого лежат вне человека, вне его воли и усмотрения, составляет ту основу, из которого истекло понятие римских юристов о jus naturale. Praecepta juris gentium ? обнимают собою нормы, свойственные только людям в их взаимных друг к другу отношениях (hoc solis hominibus inter se commune sit). Комбинациею praecepta jus naturalis и juris gentium обуславливается теоретический взгляд У. на институт рабства. Поклонник стоической философии, посягнувшей даже на государственное начало во имя космополитизма, называвшей каждого человека гражданином всего orbis terrarum, У. не мог быть убежденным сторонником рабства. Jure naturali, ? говорит он, ? omnes liberi nascerentur; в золотом, предшествовавшем социальной жизни веке рабство не существовало. Но рабство признавалось в Риме и во всех других современных У. государствах; это был факт, с которым надо было считаться. Если рабство ? институт общенародный, хотя и contra naturam rerum существующий, то оправдание для римского права, его допускавшего, налицо: чем omnes genies utuntur, тем и Рим. Jus civile или jus proprium ? это положительное право римского народа, возникающее aut ex scripto, aut sine scripto. В основание деления права на частное и публичное У. кладет понятие интереса (utilia); что клонится к пользе государства, представляет известный интерес ad statum rei Romanae, то относится к области публичного, все, что клонится ad singulorum utilitatem ? к сфере частного права. Высокой нравственной чистотою и гуманностью дышат многие фрагменты У.; начала чисто этические часто подсказывают ему разрешение юридических вопросов. Человеческая природа, одинаковая у всех людей, независимо от их социального положения, внушает У. мысль о той естественной связи, которая должна быть между всеми людьми (inter nos cognationem quandam natura constituit). Ярче всего принципы У. отразились в его знаменитой формуле: juris praecepta sunt haec ? honeste vivere, alterum non laedere, suum cuique tribuere. В этих словах сжато и сильно выражена вся нравственная система стоицизма. Даже стоическая проповедь самоубийства нашла место в трудах У.: он признает действительными завещания самоубийц (ut quidam philosophi in ea causa sunt ut testamenta eorum valent). Юриспруденция, по определению У., есть divinarum atque humanarum rerum notitia, justi atque injusti scientia. В первой части этого определения проявляется миросозерцание последователя стоической системы: всеобъемлющий закон природы проникает и в область права. У. дал Риму одного знаменитого юриста, своего ученика Модестина, окончившего собою блестящую плеяду "созидателей права". В 1549 г. Иоганн Тилиус впервые издал "Titulos ex corpore Ulpiani", сделавшийся предметом исследования Куяция в 1576 г. Впоследствии память об этом издании совершенно изгладилась, пока Савиньи не открыл вновь труды У. в ватиканской библиотеке, в списке ? в. ("Tiluli ex corpore Ulpiani Legi Romanae Wisigothorum adjecti"; изд. в 1855 г.). В "Collectio librorum Juris Anteiustiniani" первый выпуск содержит в себе фрагменты У., изданные П. Крюгером (Б., 1878).
В. Р-б-г.