Значение ТИТ (АПОСТОЛ) в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ТИТ (АПОСТОЛ)

(?????, от греч. ??? ? почтенный) ? апостол из числа семидесяти, сотрудник апост. Павла, эллин, т. е. грек по рождению (Гал. II, 3). Предполагают, что Т. родился в Антиохии Сирийской от языческих родителей. Он был с Павлом на апостольском соборе в Иерусалиме в числе ходатаев о необязательности для христиан из язычников обрядового закона Моисеева. Т. обращен был в христианство апост. Павлом, когда последний устроял церковь в Антиохии. Во время третьего путешествия Павла Т. из Ефеса был отправлен апостолом в Коринф для сбора денежных подаяний в пользу бедных палестинских христиан. Т. принес апостолу в Македонию самые отрадные известия о коринфских христианах (2 Кор. VII, 6, 7). Второе послание к Коринфянам апостол отправил с Т. Насадив церковь на Крите, апостол оставил там Т., рукоположив его во епископа, и вскоре по отбытии с Крита написал к нему послание (в 64 г. по Р. Х.) с наставлениями, в которых он мог нуждаться при прохождении епископского служения. Послание это апостол прислал ему с Аполлосом и Зиною (Тит. III, 12). Оно предостерегает Т. от разных лжеучителей и наказывает ему "обличать критян строго, дабы они были здравы в вере, не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины" (Тит. I, 13, 14); советует "удаляться споров и распрей о законе, ибо они бесполезны и суетны". "Еретика, ? говорит апостол, ? после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковый развратился и грешит, будучи самоосужден" (Тип. III, 9?11). Когда Павел писал второе послание к Тимофею, Т. находился в Далмации, где или вновь насаждал христианство, или утверждал христиан в вере. С особенною похвалою отзываются о Т. отцы и учители церкви (Феодорит, Иоанн Златоуст). Блаж. Иероним говорит, что Т. был переводчиком апостола и писал по-гречески то, что Павел диктовал ему по сирийски или по-еврейски. Т. умер 94 лет от роду и погребен на о-ве Крите. Житие Т. составлено Андреем Критским; но в славянской Четье Минее находится не это житие, а другое, составленное "от различных". Православная церковь чтит его память 4 января и 25 августа, католическая ? 4 января. Ср. прот. П. Солярский, "Опыт библейского словаря собственных имен" (т. IV, СПб., 1884); епископ Феофан, "Толкование пастырских посланий св. апостола Павла" (М., 1882); M. Троицкий, "Послания св. апостола Павла к Тимофею и Титу" (Казань, 1884); А. П. Лопухин, "Библейская история при свете новейших исследований и открытий. Новый Завет" (СПб., 1895).

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.