(Tieck, 1773?1853) ? изв. нем. писатель, один из главных представителей романтической школы. Род. в Берлине; в 1805?18 годах совершил путешествия в Италию, Францию и Англию; последние годы жизни он провел в Дрездене, где был директором Королевского театра, и Берлине, где и умер. Т. начал литературную деятельность мелкими рассказами и довольно слабыми драматическими произведениями, носившими мрачный и раздирательный характер: "Аbdallah" (1792), "Karl von Berneck" (1793), "Der Abschied". К этому же периоду относится роман "William Lovell", изображающий судьбу неисправимого ловеласа, эгоиста, игрока и беззастенчивого негодяя. Уже в эту раннюю пору Т. обнаруживает интерес к Шекспиру. В 1797 г. появились под заглавием "Volksm archen des Peter Leb erecht" получившие громадную популярность сказки Т., иногда прекрасно передающие народный дух, иногда, наоборот, произвольно обработанные ("Die sch o ne Magelone", "Der blonde Ekbert", "Die Elfen" и др.). К этим сказкам тесно примыкают "сказочные комедии" T. ? "Ritter Blaubart", "Die Schildbu rger". Он пробовал писать и легкие сатирические комедии, теперь утратившие интерес, но в свое время затрагивавшие злобу дня, бичевавшие бездарных литераторов и критиков, ограниченность публики ("Der gestiefelte Kater", "Die verkehrte Welt", "Zerbino oder die Reise nach dem guten Geschmack"). Мало-помалу, особенно под влиянием своего друга Вакенродера, человека с мечтательною и сентиментальною натурою, Т. все более увлекался Средними веками и католицизмом. Это увлечение сказывается, напр., в его "Herzensergiessungen eines kunstliebenden Klosterbruders" (1797); здесь совершенно в духе Шатобриана возвеличивается католицизм и прославляется искусство, которое Т. еще не отделяет от религии, сравнивая наслаждение красотою произведений искусства с молитвенным настроением и подъемом духа. Такой же характер носит навеянная отчасти Гетевским "Вильгельмом Мейстером" повесть "Franz Sternbalds Wanderungen", действие которой происходит в дни Альбрехта Дюрера и Микеланджело; здесь, между прочим, довольно резко критикуется протестантизм как сухое, рассудочное вероисповедание, уступающее поэтическому и таинственному католицизму. Романтизм Т. и его католические симпатии отразились и в пьесах "Lehen und Tod der heiligen Genoveva" (1799) и "Kaiser Octavianus" (1804). Первая пьеса принадлежит к лучшим произведениям Т.; во второй преобладает комический и сатирический элемент; особенно любопытен пролог, всецело навеянный романтизмом. Последний период деятельности Т. носит совершенно другой характер. Т. охладевает к романтизму и создает ряд талантливых, проникнутых новым духом и миросозерцанием Гете, вполне реальных, свободных от тенденциозной окраски повестей и рассказов: "Der Aufruhr in den Cevennen", "Dichterleben" (из жизни Шекспира), "Der junge T i schlermeister", "Tod des Dichters" (из жизни Камоэнса) и др. В 1840 г. он издал роман "Vittoria Accorombona", затрагивавший вопрос о женской эмансипации; в художественном отношении он стоит ниже повестей. Среди лирических стихотворений Т. есть несколько красивых вещей (отдельное издание их появилось в 1823 г.). Он перевел "Дон-Кихота" и докончил предпринятый Шлегелем перевод всех пьес Шекспира. Им же изданы некоторые памятники старой немецкой словесности, вроде "Minnelieder aus dem Schw abischen Zeitalter". Сочинения Т. изданы в 1828?42 гг. Ср. R. K o pke, "Ludwig T., Erinnerungen aus dem Leben des Dichters" (Лпц., 1855); V. Friesen, "Ludwig T." (Вена, 1871); Stern. "Zur Litteratur der Gegenwart" (Лпц., 1880); В. Шерер, "История немецкой литературы" (рус. перев. под ред. А. Н. Пыпина); Friedrich Kirchner, "Die deutsche Nationallitteratur des XIX Jahrhunderts" (Гейдельберг, 1894); P. Гайм, "Романтическая школа" (перев. В. Неведомского, М., 1891).
Ю. Веселовский.