(Людвиг Tieck, 1773-1853) - изв. нем. писатель, один из главных представителей романтической школы. Род. в Берлине; в 1805-18 годах совершил путешествия в Италию, Францию и Англию; последние годы жизни он провел в Дрездене, где был директором королевского театра, и Берлине, где и умер. Т. начал литературную деятельность мелкими рассказами и довольно слабыми драматическими произведениями, носившими мрачный и раздирательный характер "Abdallah" (1792), "Karl von Berneck" (1793), "Der Abschied". К этому же периоду относится роман "William Lovel", изображающий судьбу неисправимого ловеласа, эгоиста, игрока и беззастенчивого негодяя. Уже в эту раннюю пору Т. обнаруживает интерес к Шекспиру. В 1797 г. появились, под заглавием "Volksmaerchen des Peter Leberecht", получившие громадную популярность сказки Т., иногда прекрасно передающие народный дух, иногда, наоборот, произвольно обработанные ("Die Schoene Magelone", "Der blonde Ekbert", "Die Elfen" и др.). К этим сказкам тесно примыкают "сказочные комедии" Т. "Ritter Blaubart", "Die Schildbuerger". Он пробовал писать и легкие сатирические комедии, теперь утратившие интерес, но в свое время затрагивавшие злобу дня, бичевавшие бездарных литераторов и критиков, ограниченность публики ("Der gestiefelte Kater, "Die verkehrte Welt", "Zerbino oder die Reise nach dem guten Geschmack"). Мало-помалу, особенно под влиянием своего друга Вакенродера, человека с мечтательной и сентиментальной натурой, Т. все более увлекался Средними веками и католицизмом. Это увлечение сказывается, напр., в его "Herzensergiessungen eines kunstliebenden Klosterbruders" (1797); здесь, совершенно в духе Шатобриана, возвеличивается католицизм и прославляется искусство, которое Т. еще не отделяет от религии, сравнивая наслаждение красотой произведений искусства с молитвенным настроением и подъемом духа. Такой же характер носит, навеянная отчасти Гетевским "Вильгельмом Мейстером" повесть: "Franz Sternbalds Wanderungen", действие которой происходит в дни Альбрехта Дюрера и Микеланджело; здесь, между прочим, довольно резко критикуется протестантизм, как сухое, рассудочное вероисповедание, уступающее поэтическому и таинственному католицизму. Романтизм Т. и его католические симпатии отразились и в пьесах: "Leben und Tod der heiligen Genoveva"(1799) и "Kaiser Octavianus" (1804). Первая пьеса принадлежит к лучшим произведениям Т.; во второй преобладает комический и сатирический элемент; особенно любопытен пролог, всецело навеянный романтизмом. Последний период деятельности Т. носит совершенно другой характер. Т. охладевает к романтизму и создает ряд талантливых, проникнутых новым духом и миросозерцанием Гете, вполне реальных, свободных от тенденциозной окраски повестей и рассказов: "Der Aufruhr in der Cevennen", "Dichterleben" (из жизни Шекспира), "Der junge Tischlermeister", "Tod des Dichters" (из жизни Камоэнса) и др. В 1840 г. он издал роман "Vittoria Ассоrombоnа", затрагивавший вопрос о женской эмансипации; в художественном отношении он стоит ниже повестей. Среди лирических стихотворений Т. есть несколько красивых вещей (отдельное издание их появилось в 1823 г.). Он перевел "Дон Кихота" и докончил предпринятый Шлегелем перевод всех пьес Шекспира. Им же изданы некоторые памятники старой немецкой словесности, вроде "Minnelieder aus dem Schwabischen Zeitalter". Сочинения Т. изданы в 1828-42 гг. Ср. R. Koepke, "Ludwig T., Erinnerungen aus dem Leben des Dichters" (Лпц., 1855); V. Friesen, "Ludwig Т." (Вена, 1871); Stern, "Zur Litteratur der Gegenwart" (Лпц., 1880); В. Шерер, "История немецкой литературы" (рус. перев. под ред. А. Н. Пыпина); Friedrich Kirchner, "Die deutsche Nationallitteratur des XIX Jabrhunderts" (Гейдельберг, 1894), Р. Гайм, "Романтическая школа" (перев. В. Неведомского, М., 1891). Ю. Веселовский.
Тик (tic) - обозначает своеобразную судорогу, ограниченную определенной группой мышц, повторяющуюся более или менее стереотипно, не сопровождаемую расстройством сознания или вообще другими болезненными явлениями. В большинстве случаев к этой характеристике подходит судорога лицевых мышц (Т. лица), проявляющаяся в виде мгновенных подергиваний, обыкновенно на одной стороне. Подергивания могут ограничиваться частью лицевых мышц, напр. мускулами, окружающими глазную щель (судорожное прищуривание глаза), или мускулами, служащими для поднятия угла рта; но иногда они охватывают все мышцы, иннервируемые лицевым нервом. Однако, под понятие "Т." подводятся и другие судороги, отличающиеся вышеуказанными свойствами, напр. подергивания в руках, плече, туловище; далее непроизвольное, судорожное произнесение определенных звуков или слов, иногда неприличных (копролалия). В последнем случае больные, сохраняя полное сознание, крайне тяготятся своим недугом, но непреодолимая импульсивная сила заставляет их произносить слова против их желания. В последнее время разнообразные проявления Т. были объединены в особую "болезнь судорожных подергиваний", обнимающую как мышечные движения этого характера, так и импульсивное извержение звуков. Сюда же некоторые относят своеобразное болезненное состояние, известное под названием меряченья. Все эти формы судорог развиваются большей частью на почве вырождения и очень трудно поддаются лечению. Л. Розенбах.