Значение слова ТАРД в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ТАРД

(Gabriel Tarde) ? французский социолог и криминалист (род. в 1813 г.). Служил в судебном ведомстве, был потом начальником статистического бюро в министерстве юстиции; теперь преподает в высших учебных заведениях Парижа (Co llège de France, Ecole des sciences politiques, Collè ge libre des sciences sociales). В 1900 г. он избран в члены Академии нравственных и политических наук. Как coциoлог , Т. может быть назван представителем психологического направления. Известность его зиждется главным образом на его труде "Les lois de l'imitation" (1890, русский перев. 1892). Кроме массы статей, разбросанных по разным периодическим изданиям и отчасти собранных в "Essais et m elanges s ociologiques" (1895), он написал еще: "La foule criminelle" (1892), "Les transformations du droit" (1893). "Logique sociale" (1895), "L'opposition universelle" (1897), "Etudes de psychologie sociale" (1898), "Les lois sociales" (1898), "Les transformation s du pouvoir" (1899) и "L'opinion et la foule" (1901), a также несколько работ по теории уголовного права ("Преступная толпа" и "Социальная логика", перев. по-рус.). Сущность социологических взглядов Т. определяется исходным их положением, по которому общественность тесно связана с подражательностью. Основной закон всего сущего ? всемирное повторение под формами волнообразного движения в неорганической природе наследственности в мире органическом и подражания в жизни общества. Т. говорит даже, что общество в конце концов есть подражание ("la socite, c'est l'imitation"). Если бы, однако, действовал этот только закон, то была бы невозможна эволюция; но дело в том, что повторяющиеся ряды вторгаются один в другой, тем самым вызывая уклонения от строгого повторения, и потому кроме подражания действует еще инновация, которую мы называем индивидуальными особенностями, личной оригинальностью, инициативою и т. п. Подражание подхватывает то, что было сначала лишь уклонением; этим путем единичный случай тоже начинает повторяться, и то, что первоначально было случайным исключением, становится общим правилом для целого ряда случаев. См. ст. Beulot ("Rev. Phil.", 1896), Wr oblewska, "Arch. fu r Gesch. der Philosophie" (1896) и брошюру А. Козлова "Т. и его теория общества" (188 6).

H. Кареев.

Как криминалист , Т. стоит одинаково далеко и от классической школы, и от итальянских антропологов-позитивистов. По методу и приемам исследования он примыкает ко вторым, по существу своих воззрений ? является самым решительным их противником. Главное его сочинение, "La philosophie p e nale" (1890), представляет собою критический разбор теории Ломброзо. Задачи и цели наказания, по Т., эволюционируют. Первоначальная цель наказания ? очищение общества: грех должен быть смыт. Затем выдвигается момент устрашения. Современные карательные меры должны иметь целью исправление. Наряду с полной вменяемостью и полной безответственностью Т. допускает вменяемость частичную, или ослабленную. Возражая против учения Гарофало о так наз. естественных преступниках, Т. утверждает, что во многих случаях в человеке исчезают чувства альтруистические и до крайности развивается эгоизм не до, а после совершения преступления, так что не отсутствие альтруизма порождает преступление, а наоборот. Момент предумышления в его глазах не имеет того значения, которое за ним удерживается классической доктриной. Покушение на преступление должно влечь то же наказание, как и оконченное деяние, ибо преступник подвергается наказанию не за вред, им причиненный, а ввиду той опасности, которую создают для общества проявленные им антисоциальные свойства. Учение о соучастии как об особой форме виновности, обусловливающей особый порядок назначения наказания за общее дело, могло, по мнению Т., иметь место лишь тогда, когда судили не живых людей, а отвлеченное дело; теперь вина каждого из соучастников должна быть исследуема самостоятельно, и каждый должен быть наказываем только за то, что он сам сделал.. В области процесса Т. выступает, вслед за итальянскими позитивистами, энергичным противником суда присяжных за его слабость и безграничную снисходительность. Функции суда, по его учению, должны быть переданы специалистам, изучавшим физиологию, психологию и социологию и знакомым с арестантами, с их жизнью и бытом. Кроме "Философии уголовного права", Т. написал: "La criminalit e comparee" (1886), "Etudes pe nales et sociales" (1891) и несколько статей и отчетов в различных статистических и криминалистических изданиях. Он состоит одним из редакторов "Archives d'antropologie criminelle". См. В. Д. Спасович, "Новые направления в науке уголовного права" (М., 1898).

К.-К.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.