Значение слова ТОЛПА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ТОЛПА

? Для обозначения разнообразных (в количественном и качественном отношении) связей, соединяющих людей, существует множество терминов: человечество, племя, народ, общество, государство, род, семья, товарищество и т. д. Термин Т. выражает собой самую случайную связь людей, объединенных в данном пространстве чисто временным, преходящим интересом. Характерным признаком Т. служит то, что люди, вошедшие в состав ее, лишены всякой внутренней организации. Полк никто не назовет Т., но ежели солдаты полка выбегут для того, чтобы, например, посмотреть на пожар, то они могут образовать Т. Тард называет толпою собрание разнородных элементов, друг другу незнакомых, которые, будучи наэлектризованы страстью, внезапно создают некоторую организацию (une sorte d'organisation subite). Слово организация вряд ли удачно применено к данному случаю и выражает собой лишь некоторую отдаленную аналогию, верную в той же мере, как и аналогия, выраженная в словах: "душа Т.". Лебон различает два рода Т.: Т. из разнородных и Т. из однородных элементов (les foules h eterogènes, les foules homogè nes), и ко второму роду относит 3 вида: религиозные секты, касты и классы (напр. класс земледельцев). Второй род вряд ли может быть подведен под понятие толпы, ибо представляет собой уже некоторую внутреннюю организацию; кроме перечисленных трех его видов, можно притом назвать еще целый ряд социальных явлений, которые подойдут под указанное понятие. Случайный состав Т. не исключает, однако, возможности некоторого научного объяснения этого социального явления. Люди, вошедшие в состав Т. под влиянием внешнего впечатления, приобретают некоторые свойства, которых ранее не имели или которые проявлялись не столь резко в каждом из них отдельно взятом. В Т. отражаются характерные особенности культурных условий и тех поводов, которые послужили к образованию Т. Самая характерная психическая особенность Т. заключается в принижении интеллектуального контроля, вследствие чего волевая, инстинктивная, страстная сторона человеческой природы проявляется с большей свободою; поэтому-то темперамент Т. южан резко отличается от темперамента Т. северян. Ослабление в Т. контроля разума вызывает инстинкт подражания: получается объединение разнообразных элементов и более легкая их возбудимость. Вожаком Т. является человек, лучше других схвативший настроение Т. Для историка и социолога интересна по преимуществу роль Т. в обществ. и государственной жизни народов. Лебон утверждает, что Т. играет только роль разрушителя; цивилизация росла только благодаря творчеству незначительной в количественном отношении аристократии ума; господство Т. всегда означает варварство; когда культура дряхлеет и нравственные устои слабеют, тогда на сцену появляется Т. в роли бессознательного разрушителя того, что устарело. Если бы это было так, то попытка написать психологию "преступной Т." была бы вполне законна; между тем Лебон совершенно справедливо восстает против такой попытки Сигелэ. Т. одинаково возбудима как к добру, так и злу; если Т. разрушает, то в ней же лежат и элементы созидания. Психологическое исследование Т. должно точно придерживаться определения этого понятия; в противном случае оно захватит явления, ничего общего с Т. не имеющие. Ср. Тард, "Законы подражания" (СПб., 1892); Sighele, "La foule criminelle" (П., 1892, перев. с итальянск.); Le Bon, "Psychologie des foules" (П., 1895); H. Михайловский, "Герои и толпа".

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.