Значение ТАКТ, В МУЗЫКЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ТАКТ, В МУЗЫКЕ

(tatto ? ит., tactum ? лат. от tangere ? бить) ? в музыке прием, благодаря которому графическое изображение пьесы получает полную ясность и легкость для чтения. Количество музыкальных звуков (нот), распределенных на нотоносце горизонтально, делится вертикальными чертами. Ноты, заключенные между двумя такими чертами, составляют Т., а черты называются тактовыми. Сумма длительности нот одного Т. должна, по общему правилу, быть равна сумме длительности другого; но бывают и случаи неравенства длительности тактов. Размер длительности, придаваемый такту, бывает различен: в две целых ноты, в две половинных, в две четверти, три половинных, три четверти и т. д. Размер этот или счет обозначается так наз. предстоящими знаками в первом такте пьесы, преимущественно цифрами в виде дроби, в которой числитель обозначает количество частей в такте, а знаменатель ? их длительность. Знак Т. ставится вслед за обозначением тональности в ключе. Одним и тем же предстоящим знаком пользуются в пьесе, пока Т. имеют тот же размер. С переменою размера среди пьесы меняют и предстоящий знак, ставя перед ним двойную тактовую черту. Размер связан с ритмом, дающим акцент на первой ноте Т., а также среди Т. (в сложном размере). Размеры бывают: простой и сложный. В простом размере акцент ставится на первой ноте Т. и называется сильным временем, или тезисом (обозначается так: ?). Остальные части Т. называются слабым временем ? арзис (обозначается так:

). Простой размер, или Т., бывает двухдольный:

трехдольный:

Сложный размер состоит из соединения нескольких тактов простого размера в один Т., причем сохраняются акценты (тезисы) всех соединенных Т. Первый акцент в сложном Т. получает преобладающее значение и называется сильным временем; остальные имеют второстепенное значение и называются бывшими сильными временами. Сложный размер или Т. бывает: а) Двухдольный:

б) Трехдольный:

Эти такты не следует смешивать со сложными тактами в 2/4, 3/2, 8/4, состоящими из трех тактов (в две ноты каждый) и имеющими акценты на 1-й 3-й и 5-й нотах (см. далее).

Встречаются так называемые неправильные сложные Т., составленные из неодинаковых по величине тактов. Таковы, например, пятидольный Т., состоящий из соединения трехдольного и двухдольного тактов в один Т.: 3/4 + 2/4 = 5/4 (акценты на первой и четвертой четвертях) или из двухдольного и трехдольного 2/4 + 3/4 = 5/4 (акценты на первой и третьей четвертях); семидольный Т., состоящий из 4/4 + 3/4 =7/4 с акцентами на первой, третьей и пятой четвертях или, наоборот, из 3/4 + 4/4 = 7/4 с акцентами на первой, четвертой и шестой четвертях. Нередко пьеса начинается не полным тактом, а какой-нибудь его частью. Такой неполный такт называется "затактом".

Если в Т. простом или сложном обозначенные в ключе предстоящим знаком части Т. распадаются на более мелкие деления, сумма длительности которых равняется длительности обозначенных частей в предстоящем знаке, то эти мелкие нотные деления должны быть расположены по группам, из которых каждая по длительности равнялась бы одной из частей, обозначенных в предстоящем знаке. Значит, в Т. может быть столько групп, сколько частей в предстоящем знаке. Такой прием называется группировкой Т. Паузы, заменяющие собою местами ноты, подчиняются тем же условиям группировки.

Т. при исполнении должны иметь равную продолжительность в зависимости от обозначения темпа. Меняется темп ? меняется и продолжительность Т. Играть в Т. ? значит точно выполнять длительность каждой ноты Т. Для точного соблюдения Т. исполнителями у дирижеров существуют условные взмахи правой рукой, указывающие на размеры двухдольный, трехдольный и сложные. О тактомере или тактономе ? приборе, обозначающем скорость движения частей Т., ? см. Метроном.

Н. Соловьев.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.