Значение СУСЛОВ ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое СУСЛОВ ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ

? архитектор-археолог, род. в Москве, в 1859 г. Окончив в 1878 г. курс в Московском училище живописи, ваяния и зодчества с мал. серебр. медалью, поступил в ученики Императорской академии художеств, посещая которую, получил за свои архитектурные композиции большую серебр. и малую золотую медали. Был выпущен из академии в 1883 г. с званием классного художника 1 степени. Вслед за тем академия поручила ему исследование сохранившихся памятников древней русской архитектуры. С любовью занявшись этим делом, С. прежде всего обратил свое внимание на малоизвестное деревянное зодчество, произведения которого, рассеянные главным образом на севере России, уничтожались бесследно, и для их изучения посетил побережья Белого моря, Мурманский берег, Сев. Двину, Онегу, Сухону и другие более населенные места Архангельской, Олонецкой и Вологодской губ. Чтобы выяснить связь нашего северного деревянного зодчества с таким же зодчеством в Швеции, в Норвегии и на юге России, он объездил обширные пространства этих краев. Изучая также и памятники каменного зодчества, С. ежегодно предпринимал экскурсии в разные пункты империи и сделал поездку в Германию, Францию и Италию. В 1886 г. за сочиненный по заданной академией программе проект бань в южном климате (в помпейском стиле) он был удостоен звания академика. Собранный С. обширный материал для знакомства с древнерусскою архитектурою, состоящий в чертежах и рисунках, появлялся ежегодно на академических выставках, был докладываем самим собирателем в заседаниях разных ученых и технических обществ, на архитектурных и археологических съездах и в настоящее время хранится в академии художеств. Кроме того, при поездках С. по России им собрано немало археологических предметов, поступивших в древнехристианский музей академии и вместе с ним переданных в новоучрежденный Музей императора Александра III. Плодом исследований С. были также составленные им сочинения: "Очерки по истории древнерусского зодчества", "Путевые заметки о севере России и Норвегии", "Материалы по новгородско-псковской архитектуре", "Старая Ладога" (труд, написанный совместно с Н. Е. Браденбургом), "Памятники древнерусского зодчества" (7 вып., изд. Акад. худ.) и нек. др. В 1889?91 г. реставрировал по собственным проектам Преображенский собор (XII в.) и часовню Иоанна Грозного в Переяславле-Залесском и собор Мирожского монастыря во Пскове, а в 1893?1900 гг. был занят реставрацией новгородского Софийского собора, при чем обнаружил части древней росписи этого храма, мозаичные полы, первоначальный престол и множество архитектурных форм, замаскированных или искаженных переделками собора. Практическая архитектурная деятельность С. выразилась сооружением каменной церкви близ Переяславля-Залесского, усыпальницы павших русских воинов в Сан-Стефано, кустарного павильона на Нижегородской выставке и нескольких частных дач. Он находится на службе по Учреждениям императрицы Марии в качестве почетного члена совета детских приютов и состоит непрем. членом совета Академии художеств, членом Художественно-строительного комитета при Исаакиевском соборе и многих ученых и художественно-технических обществ.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.