? в православной церкви обозначалось безлинейными нотными знаками и было одним из видов партесного многоголосного пения. С. безлинейное пение называлось также казанским знаком. Свое название оно получило оттого, что над текстом выписывалось несколько строк безлинейных нот. Первоначально С. пение появилось в юго-западной церкви в XVI ст. и вскоре перешло в русскую церковь, где было очень распространено в XVII ст. С. пение было двухстрочным для двух голосов, трехстрочным ? для трех, четырехстрочным ? для четырех. Нижняя строка писалась тушью, вторая ? киноварью, третья, или путь ? тушью, четвертая, или верх ? киноварью. Главная мелодия, преимущественно знаменного распева, помещалась в нижнем или одном из средних голосов; другие голоса служили для сопровождения главной мелодии, образуя с ней трезвучия. Мнения о благозвучии С. пения были различны. Одни называли его красногласным, премудрейшим составлением, другие ? несогласным, шум и звук издающим. В конце XVII в. С. безлинейное пение стали перекладывать на линейные ноты. В половине XVIII ст. партесное линейное пение вытеснило С. пение.
Н. С.