(мифол., этногр.). ? Вопрос о С. издавна занимал воображение разных народов. Дикари южной Африки и Америки, готтентоты, бушмены, патагонцы, верят, что люди первоначально жили в глубине земли и потом вышли оттуда. В этом предании можно видеть воспоминание о жизни в пещерах. Весьма распространено также поверье о происхождении первого человека из дерева. Арийские сказания рассматривают человека, как микрокосм, малый мир, происшедший из великого внешнего мира, макрокосма. Греки производили род человеческий от камней, брошенных Пирой после потопа. Индийские мифы производят глаза человека от Солнца, волосы от растения, кости от камня, кровь от воды. Подобного рода представления были свойственны также древним славянам и до сих пор сохранились в великорусских и малорусских народных песнях и рассказах. В учении раскольников-духоборцев они возведены в догмат; по их учению, человек создан из земли, а Бог вдунул в него дыхание жизни. Тело в человеке от земли, кости от камня, жилы от корня, кровь от воды, волосы от травы, мысль от ветра, благодать от облака. Это замечательное суеверие важно потому, что служит дополнением к Голубиной книге и совершенно совпадает с немецкими и другими древнейшими преданиями. Индоевропейское предание о сотворении человека из разных частей внешней природы проникло и в апокрифическое сказание "Како сотвори Бог Адама", напечатанное А. Н. Пыпиным по рукописи XVII в.: Бог.., "взем горсть земли от осьми частей: от земли тело, от камени кость, от моря кровь, от солнца очи, от облака мысли"... Обращающиеся в народе рассказы о сотворении первого человека носят на себе следы апокрифического сказания, столь же дуалистического по противоположению Бога и Сатаны, как и сказания о сотворении мира.
Ср. Reville, "Les religions des peuples non-civilis e s" (I); Буслаев, "Историческ. очерки" (I, 143); Чубинский, "Труды этн. ст. эксп." (I); Веселовский (по указ.); Сумцов "Очерки южнорус. апокр. сказ." (29); сборники апокрифов Порфирьева, Франко и др.
Н. С?в .