? известный поэт. Род. в 1837 г. в дворянской семье. Окончив курс в 1-м кадетском корпусе, служил в гвардии, затем поступил в Академию Генерального штаба, но в 1861 г. оставил военную службу и отправился за границу. Несколько лет учился в Париже, Берлине и Гейдельберге, где в 1865 г. получил степень доктора философии. Вернувшись в Россию, служил по минист. внутр. дел и госуд. имуществ. С 1891г. главный редактор "Правительственного вестника". Состоит также членом совета Главного управл. по делам печати и имеет придворное звание гофмейстера. Литературную деятельность начал в "Общезанимательном вестнике" 1857 г., затем помещал стихи в "Иллюстрации", а в 1860 г. появляется с целым рядом стихотворений в "Современнике" и "Отеч. записках". Они сразу обратили на себя большое внимание. Мнения критики в оценке произведений молодого поэта разделились. Таких выдающихся эстетических ценителей, как Тургенев и Аполлон Григорьев, они привели в восторг. Эти восторги вполне понятны, потому что к числу первых стихотворений С. принадлежат "Статуя", "Весталка", "Мемфисский жрец" и др., до сих пор остающиеся лучшими произведениями С. Звучный, красивый стих, пластичность образов, ясность настроения давали основание надеяться, что из дебютанта выработается серьезная поэтическая сила. Аполлон Григорьев со свойственным ему отсутствием меры превозносил талант С. в таких преувеличенных выражениях, что вызвал столь же неумеренные нападки влиятельной тогда "Искры", которая начала выуживать у С. неудачные выражения и сделала его мишенью злых и остроумных насмешек. Гонение "Искры" болезненно подействовало на поэта: он исчезает со страниц журналов и только в 1866 г. выпускает три полемические брошюры против теорий Чернышевского и Писарева под общим заглав. "Явления русской жизни под критикою эстетики" (СПб., 1866?67). На стихотворное поприще С. возвращается только в 1878 г., выпустив особым приложением к новогоднему ¦ "Нового времени" поэму "В снегах". Успех поэмы, в которой есть красивые места (встреча 12 витязей-месяцев у костра), поднял настроение автора, и он деятельно начинает печатать в разных журналах лирические стихотворения, поэмы, мистерии, баллады и др., которые были собраны в 4 книжках (СПб., 1881?90), а затем вошли в состав "Сочинений К. К. Случевского", изд. А. Ф. Марксом в 6 т. (СПб., 1898). С. написал также ряд повестей и рассказов, собр. в книжках "Виртуозы" (СПб., 1882), "Застрельщики" (СПб., 1883), "33 рассказа" (СПб., 1887), "Профессор бессмертия" (СПб., 1892), "Историч. картинки" (СПб., 1894) и в 5 и 6 т. "Собр. сочинений". Наиболее известен "Профессор бессмертия" ? смесь беллетристики, не особенно яркой, и чисто отвлеченных рассуждений на религиозно-философские темы. Совершив несколько поездок по России в свите вел. кн. Владимира Александровича, С. описал их в соч. "Пo северу России. Путешествие Их Имп. высоч. вел. кн. Владимиpa Александровича и вел. кн. Марии Павловны" (СПб., 1888) и "По северо-западу России" (СПб., 1897). Для сцены С. написал "Город упраздняется" (в сотруд. с В. А. Крыловым) и "Поверженный Пушкин" (1899). Кроме того, он напеч. "Книжки моих старших детей" (М., 1890?92), брошюры: "Историч. значение св. Сергия" (М., 1891), "Государств. значение св. Сергия и Троицко-Сергиевской лавры" (М., 1889 и СПб., 1892) и др. Поэзия С. до сих пор вызывает такое же разделение мнений, как и сорок лет тому назад. Группирующийся около С. кружок поэтов (редакция юмористич. листка "Словцо" и альманаха "Денница") ставит его очень высоко, называет "королем" современной русской поэзии (Платон Краснов), посвящает ему особые книги (Аполлон Коринфский, "Поэзия К. К. Случевского", СПб., 1900) и т. д.; но значительная часть журналистики относится к С. холодно, а подчас и насмешливо. При присуждении в 1899 г. Пушкинских премий Н. А. Котляревский, которому II отд. Академии наук поручило разбор стихотворений С., высказался за назначение маститому поэту награды 1-го разряда ? полной премии, но большинство голосов постановило ограничиться почетным отзывом. Неодинаковому отношению критики к С. вполне соответствует неровность поэтических достоинств его стихотворений. Ни у одного из наших поэтов с именем нет такого количества слабых стихотворений. Недостатки доходят подчас до курьезов (хор в мистерии "Элоа", начинающийся словами: "Была коза и в девушках осталась"; введение в русскую речь французского апострофа ? "Ходят уши настр'жа и мн. др.). Самый стих Случевского, в начале его деятельности звучный и красивый, с годами стал тяжел и неуклюж, в особенности в стихах полуюмористического и обличительного характера, (напр. "Из дневника одностороннего человека"). В стихотворениях и поэмах мистического характера ("Элоа" и др.) символизм и отвлеченность переходят иногда в непонятность. Но вместе с тем у С. есть несомненные и незаурядные достоинства. Первое место в ряду их занимает полная самостоятельность. У С. почти нет перепевов; все, что он пишет, носит отпечаток собственной его душевной жизни. Стихотворением, поставленным во главе собрания его сочинений, он сам называет себя поэтом "неуловимого", которое "порою уловимо". В этом отношении он в наиболее удачных из своих "дум" напоминает Тютчева. Он ищет в "земном творении" "облики незримые, глазу незаметные, чудеса творящие"; он убежден, что "не все в природе цифры и паи, мир чувств не раб законов тяготенья, и у мечты законы есть свои". Это дает ему в лучшие моменты творчества истинную внутреннюю свободу и поднимает на большую высоту его лирическое настроение. В ряду лирических стихотворений С. выдаются последние по времени произведения его музы ? "Песни из уголка", интересные по свежести чувства и бодрости духа, черпающего свою бодрость именно в том, что "жизнь прошла", что поэт "ни к чему теперь не годен", что "мгла " "своим могуществом жестоким" его не в силах сокрушить, что "светом внутренним, глубоким" он может "сам себе светить".
С. Венгеров.