? секта, впервые сделавшаяся известною в России в двадцатых годах настоящего столетия. Первоначально она появилась среди крестьян лютеранского вероисповедания в селе Ропше Петергофского у. С.-Петерб. губ., оттуда вскоре перешла в Петербургский, Ямбургский и Царскосельский уу., а впоследствии проникла и в Гдовский. О происхождении этой секты существуют два различные мнения: одни утверждают, что секта С. занесена к нам из Финляндии нарочно приезжавшими с этой целью учителями; по мнению других, эта секта является отголоском и результатом известного учения Татариновой и ее сподвижника, тайного советника Попова. Хотя сектанты ? по большей части чухны, но они привлекают в свою секту и русских крестьян, особенно женщин. С. совершенно отвергают брак. Опираясь на некоторые события Свящ. Писания (сожительство Лота с дочерьми, 300 жен и столько же наложниц царя Соломона), они не признают брака и хотя для отклонения от себя подозрений вступают в брак, но семейной жизни всячески избегают. Молитвенные собрания С. обыкновенно сопровождаются радениями, которые происходят следующим образом. Главный наставник, стоя в середине, в белой одежде, читает молитвы на чухонском языке обыкновенным голосом, переходящим постепенно в веселый напев. Слушатели вторят ему. Когда он заметит, что торжественность напева достаточно подействовала на присутствующих, то начинает слегка привскакивать. Слушатели и в этом подражают ему; восторг постепенно увеличивается, растет все более и более, выражаясь возможно высокими скачками и прыжками. Иные доходят до исступления, скачут на четвереньках и кричат почти диким голосом. Скачут всегда попарно, мужчина с женщиной, взявшись за руки, большею частью по предварительному согласию, и когда уже сильно устанут и наставник объявит, что он слышит в себе пение ангелов, то на том же месте ложатся отдыхать, причем, по показаниям некоторых исследователей, впадают в распутство. С. не употребляют спиртных напитков, не едят мяса и вообще очень воздержаны в пище. Лица у них бледные и осунувшиеся, так что ревностного скакуна всегда можно узнать с первого взгляда. Они носят одноцветную ? белую, синюю или черную ? одежду. Девушки подстригают волосы и не носят ни серег, ни бус, а замужние ? и головных повязок. См. А. Пругавин, "Самоистребление. Проявление аскетизма и фанатизма в расколе" ("Русская мысль", 1880, ¦7), прот. Ф. Знаменский, "Секта скакунов" ("Церковные ведомости", 1893, ¦ 35).
Значение СКАКУНЫ, СЕКТА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Что такое СКАКУНЫ, СЕКТА
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012