? король польский и великий князь литовский, сын С. I и Боны Сфорца, род. в 1520 г.; еще в 1529 г. избран был великим князем литовским, потом королем польским и коронован в Кракове в 1530 г. Воспитание С. под руководством матери ослабило его душевные силы и развило в нем мечтательность и нерешительность. В 1543 г. С. женился на Елизавете Австрийской; опасаясь влияния ее на сына, Бона постаралась разлучить молодых супругов и, оставив невестку при себе, отправила С.-Августа в Литву, которою он и управлял с 1544 г. После скоропостижной смерти (в июне 1545 г.) Елизаветы, отравленной, как полагают, Боной, С.-Август тайно женился на Варваре Радзивилл (вдове Гаштольда), чем навлек на себя страшный гнев Боны. Вопрос об этом супружестве поставлен был на первом же сейме (петроковском), созванном после вступления С.-Августа на престол (1548); почти все земские послы требовали, чтобы король расторгнул оскорбительное для его сана супружество, заключенное притом без ведома государственных чинов; примас Дзержговский обещал дать ему отпущение грехов, а вину преступления брачной клятвы возложить на совесть всех граждан. Король, однако, остался непреклонным и впоследствии (1550), хотя и без согласия сейма, торжественно короновал Варвару в Кракове. После внезапной смерти Варвары (1551), тоже, как полагают некоторые, отравленной по наущению Боны, С.-Август вступил в третий брак (1553 г.) с Екатериной Австрийской, с которой вскоре навсегда расстался и даже начал хлопоты о разводе. Несчастливый в семейной жизни, отчаявшись оставить после себя законного наследника, король отдался беспорядочной жизни и окружил себя колдуньями, надеясь, что они восстановят его разрушавшееся от невоздержанности здоровье. Между тем общественные дела требовали от короля самого напряженного влияния. Реформационное движение достигло своего зенита и стало предметом государственного обсуждения на целом ряде сеймов, начиная с петроковского (в мае 1550 г.). В борьбе католичества и протестантства король не принимал активного участия и даже не становился решительно на сторону той или другой группы. Одно время, когда Рим завязал сношения с Иоанном Грозным, С.-Август счел себя почему-то обиженным, а курию ? неблагодарной, и склонялся к покровительству протестантам; но эта минутная вспышка не имела серьезных последствий. Когда началась католическая реакция, руководителями внутренней политики были папские нунции, а не король. Гораздо больше внимания уделил С.-Август законодательным работам ряда сеймов, обнимавшим самые разнообразные вопросы внутреннего государственного строя ("naprawa Rreczy pospolitej"). На сеймах варшавском (1563 ? 64) и петроковском (1567) решен был вопрос о коронных имениях, которые разделены были на две категории: одни (dobra stolowe) всецело предназначены были на содержание двора, другие розданы в пожизненное владение шляхте, причем четвертая часть дохода с них назначена на содержание войска ("wojsko kwarciane"). Затем король почти единолично вынес на своих плечах все дело Люблинской унии (см. соотв. статью). Время правления Сигизмунда-Августа составляет эпоху наивысшего расцвета шляхетского сословия в смысле развития в нем государственного самосознания; желая идти об руку с королевской властью, шляхта предложила весьма разумный проект учреждения в каждом повете королевских прокуроров (instygator), которые наблюдали бы за действиями других чинов, докладывали бы королю о всех злоупотреблениях их и в то же время поддерживали бы все королевские распоряжения военной силой. Проект этот не был принят. ? В делах внешних С.-Август старался поддерживать мир, оставался в хороших отношениях с Австрией и Турцией, но не мог избежать войны с Иоанном Грозным вследствие притязаний последнего на некоторые части Ливонии, с которою Сигизмунд-Август заключил оборонительный и наступательный союз. Долгие переговоры о перемирии с Москвой и о браке Иоанна с сестрой короля, Екатериной, не увенчались успехом, и после присоединения Лифляндии к Польше (1561) началась война, окончившаяся для Польши утратой Полоцка, при чем заключено было трехлетнее перемирие (1571). С.-Август ум. в 1572 г.; с ним прекратилась династия Ягеллонов. Предвидя раздоры и смуту бескоролевья, С.-Август в духовном завещании убеждал подданных хранить мир и согласие и призывал проклятие на тех, кто начнет ссору и посеет общественную распрю. ? С.-Август был любителем и покровителем изящных искусств, науки и литературы, достигших при нем, главным образом под влиянием реформации, цветущего состояния. Литература указана в ст. Польша и в "Очерке истории Польши" Бобржинского (II, 58 ?61).
К. Храневич.