? еврейский лжемессия, уроженец г. Смирны (1626?76); уже с детства проявлял склонность к уединенной жизни и в раннем возрасте предался изучению каббалы (см.). Будучи 20 лет от роду, он стоял во главе небольшого кружка последователей, которые смотрели на него, как на святого. В то время среди евреев были сильно распространены идеи о скором пришествии Мессии. Среди христиан также ожидали с волнением наступления апокалипсического 1666 г., который, по заключениям из пророчеств Даниила и Апокалипсиса Иоанна, должен был ознаменовать наступление "пятой монархии" и переход власти Христовой в руки святых: евреи должны быть возвращены из изгнания и слиться с христианами в одной вере. В 1648 г. С. объявил своим последователям, что в его лице явился Мессия, освободитель; когда это сделалось известным, С. был отлучен от синагоги и изгнан из Смирны. Отправившись в Константинополь, С. сблизился с проповедником Авраамом Яхини, который начал пророчествовать о близком пришествии Мессии. Число последователей С. все увеличивалось, особенно когда некий Натан из Газы принял на себя роль воскресшего пророка Илии, долженствовавшего открыть дорогу Мессии. Натан пророчествовал, что в 1666 г. появится Мессия, который освободит евреев от турецкого ига и возьмет в плен султана. В 1665 г. С. появился в Иерусалиме открыто в качестве Мессии, и большинство евреев Иерусалима и соседних общин уверовали в него. В том же году С. с большим торжеством вступил в Смирну и в день еврейского нового года провозгласил себя публично в синагоге, при звуке рогов, ожидаемым Мессией; толпа с ликованием приветствовала его. После этого евреями Смирны овладело какое-то мистическое беснование. Каждое действие С. рассматривалось как чудо; деловые люди бросали свои занятия и готовились к наступлению царства Мессии; многие подвергали себя телесным истязаниям, постились, не спали ночей, купались в сильные холода и т. д.; другие предавались безграничному ликованию и устраивали празднества в честь Мессии. Вести о событиях в Смирне произвели чрезвычайное впечатление и на живших в Европе евреев; повсеместно повторялись сцены, подобные смирнским: появлялись люди, возвещавшие о появлении Мессии; настроение умов было повсюду фантастически-напряженное, люди бичевали свою плоть, раздавали милостыню, чтобы подготовиться к пришествию Мессии. Особенно сильно распространилось вера в явившегося Мессию среди евреев Венеции, Ливорно и др. итал. городов, а также в Амстердаме и Гамбурге. Почти в каждой еврейской общине появились две враждебные партии: саббатианцев и противников их, и почти повсюду приверженцы С. брали верх: из всех городов посылались в Смирну послы и депутации, приветствовавшие С. царем евреев и осыпавшие его подарками. Под влиянием всеобщего поклонения С. провозгласил себя наместником Бога и даже самим Богом; так, он подписывался: "Я Господь ваш Бог С.-Цеви". В начале 1666 г. С. по требованию турецких властей отправился в Константинополь, где был заключен в замке Абидосе при Дарданеллах. Этим арестом хотели прекратить волнения среди евреев в Смирне и во всей Турции, но цель не была достигнута: последователи С. провозгласили, что тюремное заключение С. является неизбежным моментом в периоде страданий Мессии, который должен был, по каббалистическому учению, предшествовать моменту окончательного торжества. В Абидос начали стекаться евреи из всех стран для лицезрения С., который в это время начал также проводить реформы в религиозных обрядах, уничтожил посты, установил праздник "великой субботы"; день разрушения Иерусалима (9 аба), бывший днем рождения С., он предписал обратить в праздничный. Между тем султану было донесено о фантастических и опасных в государственном отношении планах С. Не желая казнью С. обратить его в мученика и способствовать образованию новой секты, которая вызвала бы новые смуты и волнения, султан решил склонить С. к переходу в мусульманство, что и удалось без большого труда; С. принял имя Мехмеда Эффенди и был назначен капиджи-баши (камергер), с большим жалованьем. Хотя известие об отпадении С. от еврейства чрезвычайно поразило евреев, но спокойствие этим еще не было восстановлено: ревностные приверженцы С. утверждали, что не он сам принял магометанство, а его тень, сам же он ушел на небо и скоро явится снова для исполнения освободительного дела; другие говорили, что переход С. в ислам есть каббалистическая тайна и что этим он лишь содействует установлению мессианского царства. В более отдаленных странах евреи вовсе не хотели верить в измену С.; почти повсюду продолжало существовать саббатианское движение, с которым не прекращали борьбу противники С. с раввинами-талмудистами во главе. Около 1670 г. в Сев. Африке появился новый агитатор, Авраам Михель Кордозо, пропагандировавший мессианство С. и приобретший множество приверженцев. Между тем С., живший в Адрианополе, снова сблизился с евреями, заявляя, что на него вновь снизошел Св. Дух и дал ему откровение; одновременно он написал брошюрку, где доказывал, что остается истинным Мессией, несмотря на вероотступничество. Чтобы не возбуждать подозрения султана, С. уверял его, что сближение с евреями имеет целью обращение их в ислам; и действительно многие из последователей С. для вида приняли ислам. Но, будучи однажды застигнут в синагоге в то время, как распевал еврейские псалмы, С. был сослан в г. Дульциньо, где и умер. Со смертью С. саббатианское движение не прекратилось: еще долго последователи С. волновали умы евреев проповедями о близком пришествии Мессии; так действовали, кроме Кордозо, Мордохай Айзенштат, Нехемия Хайон, Хаим Малах, Иуда Хасид и др. Саббатианское движение вызвало появление хасидизма и франкистов. Одна секта саббатианцев существует в Салониках и в настоящее время: считаясь мусульманами, они тайно исповедуют еврейскую религию (см. Евреи).
Значение САББАТАЙ ЦЕВИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Что такое САББАТАЙ ЦЕВИ
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012