? в народной словесности принадлежат к числу любимых фантастических представлений; встречаются в песнях, легендах и сказках, куда занесены из западноевропейского источника (Великое Зерцало). Р. птица, пения которой никто равнодушно не может слушать, является средством искушения благочестивого монаха или способом исправления гордого. Монах, поддавшийся обольщению песни Р. птицы, забывает все ? и братию, и свое подвижничество, ? стремится за птицей и простаивает в лесу под деревом целые столетия. Возвратившись на родину, в монастырь, он узнает, что три дня, которые, как ему казалось, он провел в слушании Р. птиц ? три столетия; все его современники перемерли. В русских и польских сказках пение Р. птицы увлекает юношу в глухие дебри, в горы; он всюду гонится за ней и либо погибает, либо делается счастливым. Здесь в райских птицах символизируется уже идеал, цель стремлений человека. В древнерусских сказаниях упоминаются райские птицы гамаюн, феникс, алконост и сирин и их неизреченно сладостное пение, против которого никто не может устоять: пловцы покидают корабль и бегут на звук от спутников. Весьма вероятно, что в последнем случае мы имеем дело с отражением классического мифа о сиренах. В народной песне, преимущественно малорусской и сербской, мы встречаем тот же образ Р. птицы, перешедший, вероятно, из легендарной литературы. Здесь (в свадебн. песнях) Р. птица украшает собой "счастливое дерево" и символизирует в ряду других образов счастливую жизнь, ожидающую невесту. Сокол-сват разгоняет Р. птиц с дерева невесты: с моментом замужества оканчивается привольная, веселая ее жизнь.
В. П.