? С первых веков христианства возникает почитание П., как дня крестных страданий Господа Иисуса Христа. Первое известие об этом сохранилось в "житии Константина", приписываемом епископу кесарийскому Евсевию (+ в 340 г.). В XI в. преподобный Феодосий Печерский, в письме к великому князю Изяславу, рекомендовал почитание П., так как "в пяток жидове распяша Господа". Соблюдение поста в П. до того сильно привилось в русском народе, что когда был поднят вопрос о разрешении поста, если в П. приходится один из больших праздников, то начались сильные волнения, прекратившиеся с созванием в 1168 г. собора, который разрешил пост в П. для праздников Рождества Христова и Богоявления. Представление о П., как о дне праздничном, вызвало в народе предположение, что день этот должен быть посвящен отдыху и праздности. Отсюда возникло запрещение некоторых работ: бабы не должны прясть, варить щелок, стирать белье, выносить из печи золу, мужики не могут пахать и боронить. Неисполнение этих запретов влечет за собой в будущей жизни наказание, как за грехи; на это указывает древний стих "Прощание души с телом", в котором душа ожидает для себя муку вечную, так как в П. "платье золовала, льны прядовала". В связи с этим является взгляд на П., как на день несчастный, в который нельзя предпринимать никакого дела. С другой стороны, в народе выработался взгляд на П. как на день счастливый для свадеб и для рождений. П. имеет также влияние на плодородие земли. Народная фантазия, столь склонная к олицетворениям, не могла не связать с П. представления об особом лице. Так, в "Слове св. отца Пахомия о среде и пятке" Среда и П. являются в виде двух ангелов, которые ведут в рай тех, кто свято проводил эти дни. Гораздо чаще является, в связи с П., представление о св. мученице Параскеве (по-гречески ????????? ? пятница). В старинных месяцесловах при имени св. Параскевы упоминается и название П.: "св. Параскевии, нареченные П."; в азбуковниках прямо толковалось, что Парасковия значит пяток. В представлении народа П. часто является особой святой, память которой празднуется вместе со св. Параскевой ("св. П. бывает на св. Параскеву"). Церкви, посвященные Параскеве, до сих пор называются "пятницкими". Св. Параскева ? П. является олицетворением дня П.; по народным представлениям, она ходит по земле, следит за соблюдением своего дня, наказывает тех, кто не исполняет запретов, задает им непосильные работы и пр. По малороссийским сказаниям, П. ходит вся исцарапанная, истыканная веретенами, благодаря тем, кто в П. чесал волосы или прял. Представление о П., как о христианской святой, осложнялось в народе под влиянием древних языческих верований; с П. связалось представление о богине любви и плодородия, Ладо; отсюда возник взгляд на П., как покровительницу свадеб и рождений, подательницу плодородия. К св. П. обращаются девицы с молитвой о женихе. В П. служат молебны в случае засухи, дождя, угрожающего посевам, падежей, моровой язвы; к П. обращаются в заговорах, имеющих целью обеспечить успех жатвы; под икону П. кладут крестьяне плоды своего урожая и хранят их, как залог будущего урожая. Молитвы в честь св. П. помогают от болезней; написанные на бумаге, они имеют значение талисманов. Празднование П. сопровождалось очень часто различными языческими обрядами и играми, на что встречаются указания в Стоглаве и в Духовном Регламенте. Кроме почитания П. вообще и св. П., выделяется почитание обетных и именных П. Происхождение первых основывается на обетах, данных по какому-либо случаю отдельным лицом или целым миром соблюдать П. Под названием именных П. известны 12 определенных в году П., за соблюдение которых обещаются разные преимущества. Перечисление этих П. находится в апокрифическом сказании "О 12 П.", очень популярном в простом народе. Существует множество вариантов этого произведения, как в стихотворной, так и в прозаической форме (см. изд. Бессонова, "Калики перехожие", т. VI). Сказание о 12 П. приписывается св. Клименту, папе римскому; оно известно по многим рукописям, на разных языках. Славяно-русские сказания имеются в двух редакциях ? Элевферьевской и Климентовской. Первая известна только по славянским рукописям, вторая ? по русским и европейским рукописям и по русским духовным стихам. Разница между обеими редакциями заключается в распределении П. относительно больших праздников и в том, что в Элевферьевской преобладают воспоминания ветхозаветные, в Климентовской ? новозаветные. Подробному рассмотрению сказания о 12 П. посвящено ценное исследование А. Веселовского: "Сказание о 12 П." ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1876 г., ¦ 6). Почитание П. распространено и в Италии, Испании, Франции, Германии и др. местностях: в П. не предпринимают путешествий, нельзя смеяться, наряжаться, причесываться; свадьбы, совершенные в этот день, несчастливы; наоборот, родившиеся в П. пользуются особенными дарами (venerini), имеют власть над духами. Чересчур усердные в П. пряхи преследуются и на Западе, причем роль Параскевы П. играет на Западе Берта, являющаяся олицетворением святок. Сказание о 12 П. и суеверное почитание их существует и на Западе. Лицом, олицетворяющим П., является там св. Венера, вполне тожественная нашей Параскеве; ее житие представляет много сходных черт с житием Параскевы. К христианскому почитанию П. на Западе присоединились языческие воспоминания о П., как о дне, посвященном в древнем Риме ? Венере, в Германии ? Фрее (П. ? Freitag).
См. Дж. Питрэ, "Письмо к А. Веселовскому о почитании П." ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1876, ¦ 1); А. Веселовский, "Опыты по истории развития христианской легенды" (там же 1876, ¦¦ 1?4 и 6; 1877, ¦ 2); Порфирьев, "О почитании Среды и П. в древнем русском народе" ("Православный Собеседник", 1859, ¦ l); И. Ю. Некрасов, "Замечания по поводу русского народного сказания о 12 П." ("Филологические Записки", 1870, вып. III); "Пятница в народном почитании" ("Правительственный Вестник", 1894, ¦¦ 191?193); Сумцов, "Очерки истории южнорусских апокрифических сказаний и песен" ("Киевская Старина", 1887, ¦ 11); Афанасьев, "Поэтические воззрения славянского народа" (Москва, 1865?69).
А. Г. К.